Психоанализ строился на постулате,
согласно которому человек и социальный мир находятся в состоянии
тайной, извечной вражды. Иное понимание отношении между индивидом и
обществом утвердилось во французской психологии. Личность, ее действия
и функции объяснялись
социальным контекстом, взаимодействием людей. В этом тигле выплавляется
внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые
прежняя психология сознания принимала за изначально данное.
Наиболее последовательно эту линию, популярную среди французских исследователей, развивал Пьер Жане (1859-1947).
Его первые работы по психиатрии касались болезней личности, возникающих
при разрыве связей между идеями и стремлениями личности из-за падения
"психического напряжения" (Жане предложил называть этот феномен
"психастенией"). В результате ткань психической жизни расщепляется; в
одном организме начинают жить как бы несколько личностей.
В дальнейшем Жане принял в качестве ключевого объяснительного принципа человеческого поведения общение как сотрудничество.
Именно в его глубинах рождаются различные психические функции: воля,
память, мышление и др. В целостном процессе сотрудничества происходит
разделение актов: один индивид выполняет первую часть действия, второй-другую
его часть; один командует, другой подчиняется. Затем субъект совершает
по отношению к самому себе действие, к которому прежде принуждал
другого. Он научается сотрудничать с собой, подчиняться собственным
командам, выступая как автор действия, как лицо, обладающее собственной
волей.
Многие психологические концепции
принимали волю за особую силу, коренящуюся в сознании субъекта. Теперь
же доказывалась ее вторичность, ее производность от объективного
процесса, в котором непременно представлен другой человек. Это же
относится к памяти, изначально предназначенной для передачи поручений
другим людям, тем, кто отсутствует. Что касается умственных операций,
то и они с самого начала являются реальными телесными действиями (в
частности, речевыми), которыми люди обмениваются, совместно решая свои
жизненные задачи.
Главным же механизмом, работающим на
возникновение внутрипсихических процессов, служит интериоризация.
Социальные действия из внешних, объективно наблюдаемых становятся
внутренними, незримыми для других. Именно в силу этого возникает иллюзия их бестелесности и порождаемости "чистым" Я, а не сетями межличностных связей.
Эта ветвь психологических исследований
внесла свою лепту в изменение исходной трактовки предмета психологии.
Сохраняя сознание в качестве его ядра, она принимала за его единицы не
сенсорные (ощущения, образы), интеллектуальные (идеи, мысли) или
эмоционально-волевые элементы, а социальные действия (сперва внешние, а
затем-внутренние).
Прежние концепции, исходным пунктом которых служил индивид как носитель
психических актов и содержаний, искали пути его социализации, т. е.
приобщения к принятым нормам и правилам жизни.
Вектор психологического изучения человека - по Жане-должен быть противоположным. Объяснению подлежит не социализация, а индивидуализация,
т. е. причинный анализ того, как из социальных актов и отношений, в
гуще которых изначально существует индивид, строится внутренний,
личностный план его поведения. Таким образом, в психической жизни
человека в качестве непременного "измерения" прорисовывалась ее
изначальная социальность.