В начале XX века прежний образ предмета
психологии, каким он сложился в период ее самоутверждения в семье
других наук, сильно потускнел. Хотя по-прежнему большинство психологов
полагали, что изучают сознание и его явления, сами эти явления; все
теснее соотносились с жизнедеятельностью организма, с его двигательной
активностью. Лишь очень немногие приверженцы так называемого структурализма,
продолжали вслед за Вундтом считать, что они призваны заниматься
поисками строительного "материала" непосредственного опыта и его
структурами.
Этому подходу противостоял функционализм,
сторонники которого, отвергая анализ внутреннего опыта и его структур,
старались выяснить, как эти структуры работают, когда решают задачи,
касающиеся актуальных нужд людей. Тем самым предметная область
психологии расширялась, охватывая уже не только элементы, но и психические функции-внутренние
операции, которые производятся не бестелесным субъектом, а организмом
для удовлетворения его потребности в приспособлении к среде.
У истоков функционализма в США стоял Уильям Джемс (Джеймс) (1842-1910), известный также как лидер прагматизма
(от греч. "прагма"-действие), философии, которая оценивает идеи и
теории, исходя из того, какую практическую пользу они приносят индивиду.
В своих "Основах психологии" (1890)
Джеме писал, что внутренний опыт человека-это не "цепочка элементов", а
"поток сознания", отличающийся личностной (в смысле выражения интересов
личности) избирательностью (способностью постоянно производить выбор).
Обсуждая проблему эмоций, Джемс
(одновременной с датским врачом Карлом Ланге) предложил парадоксальную,
вызвавшую споры концепцию, согласно которой первичными являются
изменения в мышечной и сосудистой
системах организма, вторичными-вызванные ими эмоциональные состояния.
"Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем
другого".
Другим важным феноменом Джемс считал
идеомоторный акт. По его мнению, любая мысль (идея) о движении
переходит в движение мышц (моторику)" когда этому не препятствует
другая мысль. (На этом основано, в частности, "чтение мыслей", когда
фокусник, взяв человека за руку, требует от него: "думайте" думайте!"
Думая о движении-например, о том, чтобы достать какой-либо предмет,
подойти к какому-нибудь месту и т. д. - человек незаметно для самого
себя напрягает мышцы и посредством этих микродвижений подсказывает
обладающему высокой чувствительностью к изменениям напряжения мышц
фокуснику, какое именно движение было задумано).
Джемс занимался также проблемой
самооценки- соотношения сознания со структурой личности, с тем как она
сама себя оценивает. Он поставил чувство самоуважения в зависимость от
уровня притязаний. Согласно его формуле, удовлетворенность или
неудовлетворенность жизнью зависит от успеха, "деленного" на
притязания. Степень самоуважения будет возрастать либо при
действительном успехе, либо при отказе от стремления к нему.
Как видно, понимание Джемсом сознания
решительно отличалось от вундтовского. Для Джемса главный вопрос-это
вопрос о том, как сознание связано с реальным адаптивным поведением с
одной стороны, и с интересами личности - с другой. За Джемсом
последовали многие американские психологи, стремясь сблизить как можно
теснее науку с жизнью, с практикой воздействия на людей, в том числе, с
запросами экономики, обучения и лечения.
Хотя Джемс не создал ни целостной
системы, ни школы, его взгляды на служебную роль сознания во
взаимодействии организма со средой, взывающей к практическим решениям и
действиям, прочно вошли в идейную ткань американской психологии. По
блестяще написанной в конце прошлого века книге Джемса до сих пор
учатся в американских колледжах.