Одновременно с бихевиоризмом до основания подорвал психологию сознания психоанализ.
За покровом сознания он обнажил мощные пласты неосознаваемых субъектом
психических сил, процессов и механизмов. Мнение о том, что область психического
простирается за пределами тех испытываемых субъектом явлений, о которых
он способен дать отчет, высказывалось и до того, как психология
приобрела статус опытной науки, но предметом психологии она стала
благодаря психоанализу.
Так называл свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы
занимался изучением центральной нервной системы и приобрел солидную
репутацию специалиста в этой области.
Занимаясь лечением больных психическими
расстройствами, Фрейд да первых порах пытался объяснить симптомы
заболевания динамикой нервных процессов (используя, в частности,
сеченовское понятие о торможении). Однако чем больше он углублялся в
эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. Ни в
нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел
средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в
психике пациентов. Только устранив эти причины, можно было надеяться на
терапевтический эффект.
В поисках выхода ученый обратился от
анализа сознания к изучению скрытых, глубинных слоев психической
активности личности. До Фрейда они не были предметом психологии, теперь
стали его неотъемлемой частью.
Первый импульс их изучению придало
применение гипноза. Внушив загипнотизированному человеку какое-либо
действие с тем, чтобы он его выполнил после пробуждения, можно
наблюдать, как испытуемый, не зная истинной причины своего поступка
(хотя и совершает его в полном сознании), начинает придумывать
оправдательные мотивы. Истинные причины от сознания скрыты, но именно
они управляют поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и его
последователи, используя психоанализ как одно из самых мощных и
влиятельных направлений в современной науке о человеке.
Применяя различные методики толкования
психических проявлений (свободный ассоциативный поток мыслей у
пациентов, образы их сновидений, ошибки памяти, оговорки, перенос
пациентом своих чувств на врача и др.), психоаналитики разработали
разветвленную сеть понятий, с помощью которой уловили глубинные
"вулканические" процессы, скрытые за явленными сознанию в "зеркале"
самонаблюдения.
Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения-либидо. С
раннего детства в условиях семейной жизни она определяет мотивационный
ресурс личности. Испытывая различные трансформации, она подавляется,
вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь "цензуру" сознания по
обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе
патологических (расстройства движений, восприятия, памяти и т. д.).
Этот взгляд привел к пересмотру прежней
трактовки сознания. Его активная роль в поведении не отвергалась, но
представлялась существенно иной, нежели в
прежней психологии. Отношение сознания к бессознательной психике
мыслилось неизбывно конфликтным. В то же время считалось, что только
благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов
удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы,
которую они нанесли личности.
Открыв объективные психодинамику и
психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытые "за кулисами" ее
сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии.
Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая
работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных
и, стало быть, независимых от того, что нашептывает "голос
самосознания", регуляторов поведения.
Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них были Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937), создавшие собственные направления. Первый назвал свою психологию аналитической, второй - индивидуальной.
Их имена в психоанализе были так тесно связаны, что когда Юнг,
представляясь хранителю Британского музея, назвал свою фамилию, тот
переспросил: "Фрейд-Юнг-Адлер", и услышал в ответ извинительное: "Нет,
только Юнг".
Первым нововведением Юнга было понятие
о "коллективном бессознательном". Если, по Фрейду, в бессознательную
психику индивида могут войти явления, вытесненные
из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые ни в коем
случае не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром
далеких предков. Анализ позволяет "нащупать" этот дар, образуемый
несколькими потаенными психическими структурами, которые Юнг назвал архетипами (от греч. слов "архе"-начало и "типос"-образ).
Будучи скрытыми от сознания,
организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях,
фантазиях, галлюцинациях, а также в творениях культуры. Большую
популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертный (обращенный вовне, социально активный) и интравертный (обращенный
вовнутрь, сосредоточенный на собственных влечениях), которым он, вслед
за Фрейдом, дал имя "либидо", считая, однако, неправомерным
отождествлять их с сексуальным инстинктом.
Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности,
порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это
чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с
тем, чтобы добиться превосходства над другими. В "комплексе
неполноценности" скрыт источник неврозов.
Психоаналитическое движение широко
распространилось в разных странах. Возникали новые варианты объяснения
и лечения неврозов, неосознаваемых влечений, комплексов, психических
травм.
Изменились и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой являются Оно (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и Сверх-Я
или супер-эго (уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу
того, что в первые же годы жизни ребенок идентифицирует себя с
родителями). От, напряжения, в котором оказывается Я из-за давления на
него с одной стороны слепых влечений, с другой-моральных
запретов, человека спасают защитные механизмы вытеснения (устранения
мыслей и чувств в область бессознательного), сублимации (переключения
сексуальной энергии на творчество) и т. п.
Одним из ответвлений психоанализа стала так называемая эго-психология. У Фрейда под эго (Я) понималась одна из частей в структуре человеческой психики. Другая часть (Оно)-это
подспудные врожденные, бессознательные влечения, среди них стремление к
жизни, определяемое главным образом сексуальным влечением (Эрос) и
агрессивное влечение к смерти, к уничтожению индивидом других или же
самого себя (Танатос). Наконец, третья часть, на которой строится психическая организация личности, Сверх-Я.
состоит из социальных правил и стереотипов, усвоенных индивидом в
детстве благодаря подражанию взрослым или под тираническим воздействием
семейного окружения. Сверх-Я
развивается от принятия этих внешних норм поведения к формированию
внутренних установок и идеалов; при этом оно находится в постоянном
противоречии с бессознательными инстинктами, реализованными в Оно.
Ареной этой борьбы и становится Я (эго), переживающее внутренний
конфликт между угрызениями совести и неудовлетворенными инстинктами.
Итак, некое целое, обычно понимаемое
под человеческим "Я", психоанализ расщепил на три части, оставив на
долю собственно Я только некоторые психические процессы - память, мышление и др.
Дочь Фрейда, Анна Фрейд, подвергла
критике этот взгляд, считая, что на долю самого Я (эго) здесь остается
очень мало, что "бедное Я" оказывается зажатым между двумя мощными
силами: Оно и Сверх-Я.
По мнению, которое развили другие сторонники психоанализа и ее
последователи (прежде всего Э. Эриксон), имеет самостоятельное значение
и способно активно противостоять влечениям (инстинктам) и тирании Сверх-Я. Особые механизмы защиты, присущие Я,
спасают человека от чувства тревоги, ограждают его сознание от
травмирующих переживаний; благодаря им человек, вовлеченный в конфликт,
способен успешной разрешить его, добиться согласия с окружающими и
самим собой.