Одним из первых оппонентов Декарта выступил голландский мыслитель Бирух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Он учил, что имеется единая вечная субстанция - Природа с бесконечным атририбутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ограниченному разуму открыты только два-протяженность
и мышление. Следовательно, бессмысленно представлять человека местом
встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт.
Человек-целостное телесно-духовное существо. Убеждение, что тело
движется или покоится по воле души, сложилось из-за незнания того, к
чему оно способно само по себе, "в силу одних только законов природы,
рассматриваемой исключительно в качестве телесной".
Никто из мыслителей не осознал с такой
остротой, как Спиноза, что дуализм Декарта коренится не столько в
сосредоточенности на приоритете души (это веками служило основанием
бесчисленных религиозно-философских доктрин),
сколько во взгляде на организм как машинообразное устройство. Тем самым
механический детерминизм, определивший вскоре крупные успехи
психологии, оборачивался принципом, который ограничивает возможности
тела в причинном объяснении психических явлений.
Все последующие концепции были
поглощены пересмотром декартовой версии о сознании как субстанции,
которая является причиной тождества психики и сознания. Из исканий
Спинозы явствовало, что пересматривать следует и версию о теле
(организме) с тем, чтобы придать ему достойную роль в человеческом
бытии.
Попытку построить психологическое
учение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд
Спинозы "Этика". В нем он поставил задачу объяснить все великое
многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого
поведения, притом объяснить "геометрическим способом", т. е. с такой же
неумолимой точностью и строгостью, с какой геометрия делает свои выводы
о линиях и поверхностях. Надо, писал он, не смеяться и плакать (именно
так реагируют люди на свои переживания), а понимать. Ведь геометр в
своих рассуждениях совершенно бесстрастен; так же следует относиться и к человеческим страстям, объясняя, как они возникают и исчезают.
Спиноза выделял три главные силы,
которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие
чувств: влечение (оно есть "ничто иное, как самая сущность человека"),
радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов
выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает
способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.
Этот вывод противостоял декартовой идее
разделения чувств на коренящиеся в. Жизни организма и чисто
интеллектуальные. В качестве примера Декарт в своем последнем сочинении-письме шведской королеве Христине-объяснил
сущность любви как чувства, имеющего две формы: телесную страсть без
любви и интеллектуальную любовь без страсти. Причинному объяснению
поддается только первая, поскольку она зависит от организма и
биологической механики. Вторую можно только понять и описать.
Тем самым Декарт полагал, что наука
бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической
жизни личности. Эта декартова дихотомия (разделение надвое) привела в XX веке к концепции "двух психологии" - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, считающей, что тело мы объясняем, тогда- как душу-понимаем. Поэтому в споре Спинозы с Декартом не следует видеть лишь давно утративший актуальность исторический прецедент.
К детальному изучению этого спора в XX веке обратился Л. С. Выготский, доказывая, что будущее за Спинозой. "В учении Спинозы,-писал
он,-содержится, образуя его самое глубокое и внутреннее ядро, именно
то, что нет ни в одной из двух частей, на которые распалась современная
психология эмоций: единство причинного объяснения и проблема жизненного
значения человеческих страстей, единство описательной и объяснительной
психологии чувства. Спиноза поэтому связан с самой насущной, самой
острой злобой дня современной психологии эмоций. Проблемы Спинозы ждут своего решения, без которого невозможен завтрашний день нашей психологии".
Встречаясь с немецким философом и математиком Г.В. Лейбницем (1646-1716),
открывшим дифференциальное и интегральное исчисления, Спиноза услышал
от него иное мнение об единстве телесного и психического. В основе
этого единства, по мнению Лейбница, лежит духовное начало. Мир состоит
из бесчисленного множества монад (от греч. "монос" - единое). Каждая из них "психична" и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной.
Это предположение перечеркивало
декартову идею равенства психики и сознания. Согласно Лейбницу,
"убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она
сознает, является источником величайших заблуждений". В душе непрерывно
происходит незаметная деятельность "малых перцепций"" или
неосознаваемых восприятии. В тех же случаях, когда они осознаются, это
становится возможным благодаря особому психическому акту-апперцепции, включающей внимание и память.
На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, получившей название психофизического параллелизма: зависимость психики от телесных воздействий - иллюзия.
Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически.
Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония;
они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.
Доктрина психофизического параллелизма
нашла многих сторонников в годы становления психологии как
самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и расширили представление
о психическом. Его идеи о бессознательной психике, "малых перцепциях" и
апперцепции прочно вошли в содержание предмета психологии.