Такое понимание сознания определило
формирование последующих психологических концепций. Они были пронизаны
духом дуализма, за которым стояли реалии социальной жизни, общественной
практики. С одной стороны, это научно-технический прогресс, сопряженный
с великими теоретическими открытиями в науках о физической природе и
внедрением механических устройств; с другой -
самоосознание человека как личности, которая, хотя и сообразуется с
промыслом всевышнего, способна иметь опору в собственном разуме,
сознании, понимании.
Указанные внепсихологические факторы
обусловили как появление механодетерминизма, так и обращенность к
внутреннему опыту сознания. Именно эти направления в их нераздельности
определили отличие психологической мысли Нового времени от всех ее
предшествующих витков. Как и прежде, объяснение психических явлений
зависело от знания о том, как устроен физический мир и какие силы
правят живым организмом. Речь идет именно об объяснении, адекватном
нормам научного познания, ибо в практике общения люди руководствуются
житейскими представлениями о мотивах поведения, умственных качествах,
влиянии погоды на расположение духа, зависимости характера от
расположения планет и т. п.
XVII
век радикально повысил планку критериев научности. Он преобразовал
объяснительные принципы, доставшиеся ему от прежних веков. Изначально
механистические представления о рефлексе, ощущении, ассоциации,
аффекте, мотиве вошли в основной фонд научных знаний. Они возникли из
детерминистской трактовки организма как "машины тела". Чисто
умозрительная схема этой машины не могла пройти испытание опытом. Между
тем, именно опыт и его рациональное объяснение определили успехи нового
естествознания.
Для великих ученых XVII
века научное познание, психики как причин явлений имело в качестве
непреложной предпосылки обращение к телесному устройству. Но
эмпирические знания о нем были, как показало время, столь фантастичны,
что прежние свидетельства следовало игнорировать. На этот путь стали
приверженцы эмпирической психологии, понимавшие под, опытом обработку
субъектом содержания своего сознания. Они использовали понятия об
ощущениях, ассоциациях и т. д. как фактах внутреннего опыта. Генеалогия
этих понятий восходила к открытому свободной мыслью объяснению
психической реальности, открытому благодаря тому, что было отринуто
веками царившее убеждение, будто эта реальность производится особой
сущностью-душой.
Отныне активность души выводилась из законов и причин, действующих в
телесном, земном мире. Знание же законов природы рождалось не из
внутреннего опыта наблюдающего за собой сознания, но из
общественно-исторического опыта, обобщенного в научных теориях Нового
времени.