По образу Лейпцигского института Вундта и аналогичных учреждений русский философ и психолог Георгий Иванович Челпанов (1862-1936)
задумал создать в Москве специальный институт экспериментальной
психологии. Он обратился к известному московскому меценату Сергею
Ивановичу Щукину и уговорил его стать спонсором проекта. Тот согласился
с условием, что институт будет назван именем его супруги.
Институт Челпанова, первый в России и один из лучших по оборудованию, был открыт в 1914
году. Он стал крупным очагом формирования целого поколения
отечественных психологов-эксперименталистов. Челпанов представлял своим
сотрудникам и стажерам широкие возможности для научного поиска. Сам же
он был убежден в том, что нет иного способа изучать сознание, как путем
анализа его структуры и функций.
По мере смены идейных течений в
западной психологии (от Вундта к другим вариантам идеалистической
трактовки сознания) Челпанов вносил коррективы в свое понимание
предмета психологии (сознание) и ее метода (интроспекция). Он был
превосходным организатором, лектором, популяризатором, но новаторской
концепции создать так и не смог. Между тем интерес западных психологов
вызывали именно те направления русской психологии, которые Челпанов
отвергал как лежащие "по ту сторону психологии" (рефлексология
Бехтерева, учение Павлова о высшей нервной деятельности).
Психологические взгляды Г.И.Челпанова и его роль в развитии отечественной науки. (по материалам сайта Флогистон http://www.flogiston.ru)
Г.И. Челпанов (1862 -1936). Не создал
нового направления в , но внес в нее значительный вклад, в частности,
неоценима его роль в подготовке профессиональных кадров через
университет. Основной научный труд - "Проблема восприятия
пространства". В 1900 году в курсе лекций "Мозг и душа" поднимал
проблему предмета психологии и сущности психического. 1915 год -
выходят книги "Введение в экспериментальную психологию" и "Введение в
философию". Был приверженцем кантианства. 1912 год - создает в Москве
Институт Психологии. Подготовка в теоретической и практической
психологии. Директор Психологического Института вплоть до 19223 года. В
20-е годы началась перестройка психологии на основе Марксизма. Ч.
утверждал, что психология как экспериментальная наука не может быть
марксистской и выдвигает проект создания соцпсихологии, кот. д.б.
м-ской, ибо чел. есть член общества. По Ч., задача Психологии состоит в
том, чтобы найти законы душевной жизни - установленные закономерности
связи между явлениями душевной жизни.
Методы психологии.
Самонаблюдение - дает лишь факты. Важнейший метод.
Аналитический - теоретический. Метод построения систем знания.
Экспеирментальный - проверяет точность психологического познания.
Генетический - изучение развития. Важен.
Учение Павлова - даетт физиологическое знание формирования привычек. Ч. против рефлексологии.
Общая - изучает душевную жизнь взрослого человека. Получает знания о -ке вообще.
Соцпсихология (законы душевных
переживваний группы), Этническая психология, физиологическая,.
индивидуальная психоллогия, педагогрческая психология, зоопсихология,
криминальная психология.
Разделял на чистую и прикладную. Ч. -
психика и закономерности ее рассматриваются независимо от практики. П.
- связана с решением практических задач.