Иван Петрович Павлов (1859-1936),
удостоенный на Международном физиологическом конгрессе (1904)
уникального звания "старейшины физиологов мира" и Нобелевской премии
(он-ее первый русский лауреат), начинал с изучения работы
пищеварительных желез. Сталкиваясь с реакциями подопытных животных на
пищу, он обратил внимание на то, что пищеварительные железы начинают
работать не только тогда, когда пища раздражает полость рта, но и в
других случаях, не имеющих прямой связи с этим раздражением-например,
при звуке шагов служителя, который приносил в
-лабораторию пищу для подопытной
собаки. Воспринимаемый мозгом звук изменял ход процессов внутри
организма и так же эффективно стимулировал работу пищеварительного
аппарата, как и сама пища.
Подобную функцию мог принимать на себя
любой раздражитель, предварявший поступление пищи. Из нейтрального,
безразличного для организма агента он становился сигналом, который
управляет поведением. На этом основании рефлексы были разделены на безусловные
(подобные реакции зрачка на свет, отдергиванию руки от горячего
предмета, выделению слюны при соприкосновении с едой и т. п.) и условные.
Последние служат, согласно Павлову, основными элементами высшей нервной
деятельности. Высшей-потому что они образуются при участии высших
отделов центральной нервной системы, прежде всего коры головного мозга.
Именно сюда поступают световые, звуковые и другие сигналы из внешней
среды, позволяющие организму ориентироваться в ней, реагировать на нее,
притом раньше, чем ее объекты придут в прямое соприкосновение с
организмом. Полезные для жизнедеятельности объекты организм может
заранее выделить в окружающей среде и устремиться к ним, вредных же
будет избегать еще до того как они нанесут ему ущерб.
Воспринимаемые органами чувств сигналы
вызывают в организме не только нервные, физиологические процессы;
полезное или вредное выступает и в виде психических образов
предметов (ощущений, восприятий). Поэтому сигнальная функция придает
условному рефлексу двойственный характер. Он, подчеркивал Павлов,
является столько же физиологическим, сколь и психическим явлением.
Павлов ставил свои эксперименты над
животными, сначала собаками, затем-обезьянами. Главная же его надежда,
как заявил ученый в первом же своем сообщении об условных рефлексах,
заключалась в том, чтобы наука пролила свет на "муки сознания". Это
заставило Павлова заняться нервнопсихическими больными. Переход от
изучения животных к исследованию организма человека привел его к
выводу, что следует разграничивать два разряда сигналов, управляющих
поведением. Если поведение животных регулируется первой сигнальной системой (эквивалентами которой являются чувственные образы), то у людей в процессе общения формируется вторая сигнальная система,
в которой в качестве сигналов выступают элементы речевой деятельности
(слова, из которых она строится). Именно благодаря им в результате
анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные умственные
образы (понятия).
Если сигнал ведет к успеху (или, говоря
языком Павлова, подкрепляется, то есть удовлетворяет потребность
организма), то между ним и реакцией на него организма устанавливается
связь. Она прокладывается в. том главном центре, который соединяет
воспринимающие органы (рецепторы) с исполнительными (эффекторными)
органами-мышцами, железами. Этот центр-кора больших полушарий головного
мозга. Связи при повторении становятся все более прочными, хотя и
остаются временными. Если в дальнейшем они не подтверждаются полезным
для организма результатом (не подкрепляются), то прежние условные
рефлексы задерживаются, тормозятся. Организм постоянно учится различать
сигналы, отграничивать полезные и вредные от бесполезных. Этот процесс
называется дифференцировкой.
Варьируя на протяжении 35 лет
бессчетное число раз вместе с многочисленными учениками условия
образования, преобразования, сочетания рефлексов, Павлов открыл законы
высшей нервной деятельности. За каждым, на первый взгляд, несложным
опытом стояла целая сеть разработанных павловской школой понятий (о
сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке,
управлении и др.), позволяющая причинно объяснять, предсказывать и
модифицировать поведение.