Попытки выйти из тупика, созданного
конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный
метод, и успешно развивавшимся с опорой на объективный метод
бихевиоризмом, предпринял ученик Челпанова Константин Николаевич
Корнилов (1879- 1957).
Он выступил, когда в России в качестве господствующей идеологии
утвердился марксизм с его философским кредо-диалектическим
материализмом. Одно из положений этой философии запечатлела идея
диалектического единства. Используя ее, Корнилов надеялся преодолеть
как агрессию со стороны рефлексологии Бехтерева и Павлова (она
претендовала на единственно приемлемое для материалиста объяснение
поведения), так и субъективизм интроспективного направления во главе с
Челпановым.
Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию,
в которой объективное и субъективное нераздельны. Реакция наблюдается и
измеряется объективно, но за этим внешним движением скрыта,
деятельность сознания.
Став директором бывшего челпановского
Института, Корнилов предложил сотрудникам изучать психические процессы
в качестве реакций (восприятия, памяти, воли и т. д.). Однако, хотя
даже названия соответствующих лабораторий были переименованы,
фактически реальная экспериментальная работа свелась к изучению
скорости и силы мышечных реакций. Таковой на деле оказалась
предложенная Корниловым "марксистская реформа психологии".
С Корниловым разошлись большинство
психологов. Одни покинули Институт, не приняв программу превращения
психологии в "марксистскую науку". Другие, считая марксистскую
методологию перспективной в плане поисков выхода психологии из кризиса,
пошли иным путем.
Реактология К.Н.Корнилова. (По материалам сайта Флогистон http://www.flogiston.ru)
К.Корнилов (1879 - 1957) в борьбе
против Челпанова и рефлексологии выдвигает программу новой науки -
реактологии. Поведение он рассматривал как совокупность реакций
человека на биосоциальные раздражители. Реакция - единица поведения
человека, акт биологического порядка, где есть и бмологическая сторона,
и ее интроспективное выражение.
В структуре реакции выделялось три
компонента: сенсорный (раздражение органа) - центральный (процесс в
ЦНС) - мторный (двигательный импульс). Сенсорный и моторный компоненты
могут быть в скрытой форме.
В реакции выделяются временной момент,
динамический (сила реакции) и моторный (величина пройденного пути и
скорость движения). Соответственно использовались три метода изучения
реакций: хронометрический, динамометрический и моторно-графический.
Реакция понималась как не что иное. как
трансформация энергии и постоянное нарушение энергетического равновесия
между индивидом и окружающей средой. То что мы называем психическими
процессами - результат влияния особой структуры - протоплазмы НС.
он также сформулировал принцип
однополюсной траты энергии. Эта трата может быть периферической и
центральной, на основе чего был сделан вывод об антитезе между
интеллектом и волей.
Недостатки: реакции понимались очень
широко, и в этом понятии фактически стирались различия между
простейшими и человеком. Учению был присущ крайний механицизм,
натурализм и биологизаторский подход. В 1931 году учение было оценено
как антимарксистское, оторванное от практики.