Лев Семенович Выготский (1896- 1934),
не ограничившись общими формулами марксистской философии, предпринял
попытку почерпнуть в ней положения, позволившие психологии выйти на
новые рубежи в ее собственном проблемном поле.
Марксизм утверждал, что человек-это
природное существо, но природа его социальна. Этот тезис требовал
видеть в человеке, земных основах его бытия продукт
общественно-исторического развития. В результате разрыв между природным
и культурным в учениях о человеке привел к концепции двух психологии, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.
Для одной из них (естественнонаучной)
сознание и его функции причастны тому же порядку вещей, что и телесные
действия организма, а следовательно, открыты для строго объективного
исследованиями столь же строго причинного (детерминистского)
объяснения. Для другой психологии предметом является духовная жизнь
человека в виде особых переживаний (возникающих благодаря приобщенности
к ценностям культуры), а методом-понимание, истолкование этих переживаний.
Выготский стремился покончить с версией
о "двух психологиях", которая расщепляла человека, делала его
причастным различным мирам. На первых порах опорным для него служило
понятие реакции.
Однако он понимал ее не так, как Корнилов, поскольку главной для
человека считал особую реакцию-речевую. Она, конечно, является телесным
действием, но в отличие от других телесных действий придает сознанию
личности несколько новых измерений. Во-первых, она предполагает процесс
общения, а это значит, что она изначально социальна. Во-вторых, у нее
всегда имеется психический аспект, который принято называть значением
или смыслом слова. В-третьих, слово имеет независимое от субъекта бытие
как элемент культуры. Так, в едином понятии речевой реакции сомкнулись
телесное, социальное (коммуникативное), смысловое и историко-культурное.
В системе этих четырех координат
(организм, общение, смысл, культура) Выготский стремился объяснить
любой феномен психической жизни человека. Интегративность, отличавшая
стиль его мышления, определила своеобразие пути, по которому, оставив
понятие о речевой реакции, он шел к изучению, психических функций.
Принципиальное же нововведение, сразу отграничившее его теоретический
поиск от традиционной функциональной психологии, заключалось в том, что
в структуру функции (внимания, памяти, мышления и др.) вводились особые регуляторы, а именно-знаки, создаваемые культурой.
Знак (слово)-это
"психологическое орудие", посредством которого строится сознание. Это
понятие было своего рода метафорой: оно привносило в психологию
восходящее к Марксу объяснение специфики человеческого общения с миром
посредством орудий труда, которые изменяют внешнюю природу, и в силу
этого- самого человека. Речевой знак, согласно Выготскому, также своего рода орудие, но направленное на внутренний
мир человека и преобразующее его. Ведь прежде' чем человек начинает
оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое
содержание. Этому "материалу", полученному от более ранних уровней"
психического развития (элементарных функций), психологическое орудие
придает качественно новое строение. И тогда возникают высшие
психические функции, а с ними вступают в действие законы культурного
развития сознания, качественно иного, чем "натуральное", природное
развитие психики (как, например, у животных).
Понятие о функции, выработанное
функциональным направлением, радикально изменялось. Функционализм,
усвоив биологический стиль мышления, представлял функцию сознания по
типу функций организма. Выготский же сделал решающий шаг из мира
биологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он приступил к
экспериментальной работе по изучению изменений, которые производят
знаки в традиционных психологических объектах: внимании, памяти,
мышлении. Опыты, которые проводились на детях, как нормальных, так и
аномальных, побудили под новым углом зрения интерпретировать проблему
развития психики.
Новшества Выготского не ограничились
идеей о том, что высшая функция организуется посредством
психологического орудия. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие психологической системы.
Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не
отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная система
функций. При этом в разные возрастные периоды соотношение функций
меняется. (Например, у дошкольника ведущей функцией среди других
является память, а у школьника-мышление.) Развитие высших функций
совершается в общении. Учтя уроки Жане, Выготский трактовал процесс
развития сознания как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала
между людьми, а затем становится "частной собственностью" ребенка.
В связи с этим Выготский вступил в
дискуссию с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи.
Выготский экспериментально показал, что эта речь, вопреки Пиаже, не
сводится к оторванным от реальности влечениям
и фантазиям ребенка. Она исполняет роль не аккомпаниатора, а
организатора реального практического действия, которое ребенок
планирует, размышляя с самим собой. Эти "мысли вслух" в дальнейшем
интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с
мышлением в понятиях.
"Мышление и речь" (1934)-так
называлась главная, обобщающая книга Выготского. В ней он, опираясь на
обширный экспериментальный материал, проследил развитие понятий у
детей. Теперь на передний план выступило значение слова. История языка
свидетельствует, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе.
Выготский же открыл развитие значений слов в онтогенезе; изменение их
структуры при переходе от одной стадии умственного развития ребенка к
другой.
Когда взрослые общаются с детьми, они
могут не подозревать, что употребляемые ими слова имеют совершенно
другое значение, чем то, которое им придает ребенок: ведь детская мысль
находится на другой стадии развития и потому строит содержание слов по
особым психологическим законам.
Важность открытия этих законов для
обучения и развития маленького мыслителя очевидна. В связи с этим
Выготский обосновал идею о том, что "только то обучение является
хорошим, которое забегает вперед развитию". Он ввел понятие о "зоне
ближайшего развития", имея в виду расхождение между уровнем задач,
решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого.
Обучение, создавая эту "зону", и ведет за собой развитие. В этом
процессе внутренне сомкнуты не только мысль и слово, но также мысль и
движущий ею мотив (по терминологии Выготского, аффект) .
Их интегралом является переживание как особая целостность, которую
Выготский называл важнейшей "единицей" развития личности. Он трактовал
это развитие как драму, в которой имеется несколько "актов" - возрастных эпох.
Творчество Выготского существенно расширило предметную область психологии. Она выступила в качестве системы психических функций,
имеющей особую историю. Высший, присущий человеку уровень развития этой
системы (отличающийся сознательностью, смысловой организацией,
произвольностью) возникает в процессе вхождения личности в мир культуры.