Иной подход к разработке предметной
области психологии наметили исследователи, которые, ориентируясь на
марксизм, видели причину формирования сознания и его проявлений в деятельности. Это понятие многозначно. Сеченов говорил о психических деятельностях -
процессах, которые совершаются по типу рефлекторных (в особом,
сеченовском, понимании). Павлов ввел понятие высшей нервной
деятельности, Бехтерев-соотносительной
деятельности, Выготский говорил о психологических функциях как
деятельностях сознания. Но с обращением к марксизму, для которого
прототипом любых форм взаимоотношений человека со средой является труд,
трактовка деятельности приобрела новое содержание.
Первым выделил деятельность в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию Михаил Яковлевич Басов (1892-1931).
Первоначально он примыкал к функциональному направлению, трактовавшему
сознание как систему взаимосвязанных психических функций. Однако во
взгляде Басова на эту систему имелся особый аспект, связанный с его
общей установкой на научный, экспериментальный анализ активности
субъекта: центром ее он считал волю-особую
функцию, предполагающую усилия личности по достижению осознанной цели.
Басова прежде всего интересовал конфликт между волевым импульсом и
непроизвольными, независящими от сознания движениями. Сосредоточив
внимание не на внешних движениях самих по себе (рефлексах), а на их
внутреннем смысле, Басов, желая отграничить свой подход от подхода
рефлексологов и бихевиористов, применил вместо термина "поведение"
понятие о деятельности.
Он подчеркивал, что понимает под ней
"предмет особого значения", такую область, "которая имеет задачи,
никакой другой областью неразрешаемые". Стало быть, если до Басова в
воззрениях на предмет психологии резко противостояли друг другу
сторонники сознания и сторонники поведения, то теперь картина
изменилась: Басов как бы поднялся над этим конфликтом. Этого требовала
сама логика развития науки. Откликаясь на ее запросы, К. Н. Корнилов
видел выход в том, чтобы соединить под эгидой понятия реакции факт
сознания (переживание субъекта) и факт поведения (его мышечное
движение). Басов предлагал другое решение. Нужно, считал он, перейти в
иную плоскость, подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем,
что проявляется в его внешних действиях. Не механически объединить одно
и другое, а включить их в качественно новую структуру-деятельность.
Из чего она состоит, из каких элементов
складывается? Структурализм считал, что психическая структура состоит
из элементов сознания, гештальтизм-из динамики психических форм (гештальтов), функционализм-из взаимодействия функций (восприятия, памяти, воли и т. п.), бихевиоризм-из стимулов и реакций. рефлексология -
из рефлексов. Басов же предложил считать деятельность особой
структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между
которыми регулируются задачей.
Эта структура может быть устойчивой, стабильной (например, когда
ребенок овладел каким-либо навыком), или каждый раз создаваться заново
(например, когда задача, которую решает ребенок, требует от него
изобретательности). В любом случае деятельность является субъектной: за всеми ее актами и механизмами стоит субъект, говоря словами Басова, - "человек как деятель в среде".
Центральной проблемой Басов считал
проблему развития деятельности, ее истории. Именно она составляет
главное содержание его книги "Основы общей педологии" (1928).
Но чтобы объяснить, как строится и развивается деятельность ребенка,
следует, согласно Басову, взглянуть на нее с точки зрения высшей ее
формы, или профессионально-трудовой (в том числе и умственной)
деятельности.
Труд-это
особая форма взаимодействия его участников между собой и с природой. Он
качественно отличается от поведения животных, объясняемого условными
рефлексами: изначальным регулятором труда служит цель, которой
подчиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса. Эта цель
осознается ими в виде искомого результата, ради которого они
объединяются и тратят свою энергию.
Стало быть, психический, образ того, к
чему стремятся люди, а не внешние стимулы, влияющие на них в данный
момент, загодя, "как закон" (говоря словами Маркса) подчиняет себе
отдельные действия и переживания людей. Игры детей и их обучение
отличаются от реального трудового процесса, но и они строятся на
психологических началах, присущих труду: осознанной цели, регулирующей
действия, осознанной координации этих действий и т. п.
Выявленная Басовым специфика труда как
особой формы взаимоотношений людей с предметным миром стала прообразом
разработки марксистски ориентированной психологии в Советской России.
Вслед за ним по этому пути пошли С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.