М.Я. Басов

Иной подход к разработке предметной области психологии наметили исследователи, которые, ориентируясь на марксизм, видели причину формирования сознания и его проявлений в деятельности. Это понятие многозначно. Сеченов говорил о психических деятельностях - процессах, которые совершаются по типу рефлекторных (в особом, сеченовском, понимании). Павлов ввел понятие высшей нервной деятельности, Бехтерев-соотносительной деятельности, Выготский говорил о психологических функциях как деятельностях сознания. Но с обращением к марксизму, для которого прототипом любых форм взаимоотношений человека со средой является труд, трактовка деятельности приобрела новое содержание.
Первым выделил деятельность в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию Михаил Яковлевич Басов (1892-1931). Первоначально он примыкал к функциональному направлению, трактовавшему сознание как систему взаимосвязанных психических функций. Однако во взгляде Басова на эту систему имелся особый аспект, связанный с его общей установкой на научный, экспериментальный анализ активности субъекта: центром ее он считал волю-особую функцию, предполагающую усилия личности по достижению осознанной цели. Басова прежде всего интересовал конфликт между волевым импульсом и непроизвольными, независящими от сознания движениями. Сосредоточив внимание не на внешних движениях самих по себе (рефлексах), а на их внутреннем смысле, Басов, желая отграничить свой подход от подхода рефлексологов и бихевиористов, применил вместо термина "поведение" понятие о деятельности.
Он подчеркивал, что понимает под ней "предмет особого значения", такую область, "которая имеет задачи, никакой другой областью неразрешаемые". Стало быть, если до Басова в воззрениях на предмет психологии резко противостояли друг другу сторонники сознания и сторонники поведения, то теперь картина изменилась: Басов как бы поднялся над этим конфликтом. Этого требовала сама логика развития науки. Откликаясь на ее запросы, К. Н. Корнилов видел выход в том, чтобы соединить под эгидой понятия реакции факт сознания (переживание субъекта) и факт поведения (его мышечное движение). Басов предлагал другое решение. Нужно, считал он, перейти в иную плоскость, подняться и над тем, что осознает субъект, и над тем, что проявляется в его внешних действиях. Не механически объединить одно и другое, а включить их в качественно новую структуру-деятельность.
Из чего она состоит, из каких элементов складывается? Структурализм считал, что психическая структура состоит из элементов сознания, гештальтизм-из динамики психических форм (гештальтов), функционализм-из взаимодействия функций (восприятия, памяти, воли и т. п.), бихевиоризм-из стимулов и реакций. рефлексология - из рефлексов. Басов же предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей. Эта структура может быть устойчивой, стабильной (например, когда ребенок овладел каким-либо навыком), или каждый раз создаваться заново (например, когда задача, которую решает ребенок, требует от него изобретательности). В любом случае деятельность является субъектной: за всеми ее актами и механизмами стоит субъект, говоря словами Басова, - "человек как деятель в среде".
Центральной проблемой Басов считал проблему развития деятельности, ее истории. Именно она составляет главное содержание его книги "Основы общей педологии" (1928). Но чтобы объяснить, как строится и развивается деятельность ребенка, следует, согласно Басову, взглянуть на нее с точки зрения высшей ее формы, или профессионально-трудовой (в том числе и умственной) деятельности.
Труд-это особая форма взаимодействия его участников между собой и с природой. Он качественно отличается от поведения животных, объясняемого условными рефлексами: изначальным регулятором труда служит цель, которой подчиняются и тело, и душа субъектов трудового процесса. Эта цель осознается ими в виде искомого результата, ради которого они объединяются и тратят свою энергию.
Стало быть, психический, образ того, к чему стремятся люди, а не внешние стимулы, влияющие на них в данный момент, загодя, "как закон" (говоря словами Маркса) подчиняет себе отдельные действия и переживания людей. Игры детей и их обучение отличаются от реального трудового процесса, но и они строятся на психологических началах, присущих труду: осознанной цели, регулирующей действия, осознанной координации этих действий и т. п.
Выявленная Басовым специфика труда как особой формы взаимоотношений людей с предметным миром стала прообразом разработки марксистски ориентированной психологии в Советской России. Вслед за ним по этому пути пошли С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.

Другие записи

10.06.2016. Г.И. Челпанов
По образу Лейпцигского института Вундта и аналогичных учреждений русский философ и психолог Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) задумал создать в Москве специальный институт экспериментальной психологии.…
10.06.2016. И. М. Сеченов
И. М. Сеченов (1828-1905), не согласившись с мнением своего учителя, знаменитого немецкого физиолога Карла Людвига (1816-1895), считавшего, что изучать мозг путем его раздражения (стимуляции)-все равно,…
10.06.2016. И. П. Павлов
Иван Петрович Павлов (1859-1936), удостоенный на Международном физиологическом конгрессе (1904) уникального звания "старейшины физиологов мира" и Нобелевской премии (он-ее первый русский лауреат), начинал…
10.06.2016. К.Н.Корнилов
Попытки выйти из тупика, созданного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный метод, и успешно развивавшимся с опорой на объективный метод бихевиоризмом, предпринял ученик…
10.06.2016. Л. С. Выготский
Лев Семенович Выготский (1896- 1934), не ограничившись общими формулами марксистской философии, предпринял попытку почерпнуть в ней положения, позволившие психологии выйти на новые рубежи в ее собственном…