Павел Петрович Блонский (1884-1941), занимаясь
практикой обучения и воспитания, смог соотнести успехи наук о поведении
(идеи Павлова и Бехтерева) с тенденциями развития мировой
философско-психологической мысли. Именно этим, а не только личным
талантом, объясняется его новаторский подход к психологии, поныне
сохраняющий высокую ценность. Его исследования детской психики стали
составной частью весьма популярной и влиятельной в те годы педологии (от греч. слова "пейдос" - дитя и "логос"-учение), изучавшей развитие ребенка как целостного существа.
Если до сих пор ребенком занимались
различные дисциплины (биология, генетика, социология, антропология,
физиология, гигиена, психология), каждая из которых рассматривала этот
объект под различными углами зрения, то педологи поставили перед собой
задачу соотнести все эти знания и создать особую науку о ребенке, на
которую мог бы ориентироваться учитель. Проект предусматривал самую
непосредственную связь педологов со школьной практикой, повседневное
изучение ребенка с помощью научных методов. Главными среди них были
методы психодиагностики (тесты), с помощью которых определялся уровень
умственного развития детей и давались рекомендации о перспективах их
обучения.
Вопрос о психическом развитии был в
педологии центральным. На нем и сосредоточилась энергия П. П. Блонского
как психолога. (Огромную работу по строительству новой трудовой школы,
проделанную им вместе с Н. К. Крупской, вынесем за скобки.) Блонский
считал предметом психологии историю поведения,
включая различные стадии (уровни) изменения субъективных состояний
ребенка, эволюцию его эмоциональной жизни, памяти, произвольных актов и
других психических проявлений. Во всех случаях он выделял ступени,
отличающие один уровень развития от другого.
В процессе памяти, например, Блонский видел генетический ряд из четырех ступеней (прежде они считались видами памяти): моторная память (к ней он относил условные рефлексы и навыки), аффективная память (когда запоминаются эмоциональные состояния), образная память (запечатление и воспроизведение объектов, воспринятых органами чувств), вербальная память (знание о прошлом, излагаемое в речевой форме).
Последняя ступень присуща только
человеческой памяти. Изменение культуры в ходе исторического развития
человечества изменяет и характер памяти. Новый этап в истории психики
связан с эпохой появления письменности, когда, как писал Блонский, "на
смену гегемонии памяти идет гегемония мышления". Мышление, в свою
очередь, является процессом, имеющим ряд качественно различных стадий.
Свои выводы Блонский делал не на основе
умозрительных соображений, а опираясь на экспериментально
установленные, главным образом в опытах со школьниками, данные. Так,
например, давая школьникам задание выучить из учебника рассказ и
ответить тогда" когда они будут его хорошо знать, Блонский выявил
следующие стадии усвоения: сначала ребенок сразу же говорит, что готов
отвечать; затем проверяет себя, рассказывая текст полностью; наконец,
проверяет себя "по вопросам", выделяя главное. Такой самоконтроль, в
свою очередь, изменяется, становится поэтапно более совершенным, что
можно опять-таки выяснить путем психологических опытов. Принцип
развития выстудил у Блонского применительно к человеку как принцип
историзма.
Все советские психологи под
воздействием философии марксизма признали приоритет социальной
регуляции психики над биологической. Блонский же этим не ограничился. В
своих трудах (основные из них-"Развитие мышления школьника", "Память и
мышление") он выделил в качестве детерминант (причинных факторов)
психических форм человеческого поведения факторы истории культуры. Это
сближает Блонского с его выдающимся современником, Л. С. Выготским,
который, не ограничившись общими формулами марксистской философии,
предпринял попытку почерпнуть в ней положения, позволившие психологии
выйти на новые рубежи в ее собственном проблемном поле.
Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии (По материалам сайта Флогистон http://www.flogiston.ru)
Педология стремилась изучать ребенка
целостно, комплексно. С 1928 по 1932 год выходил журнал "Педология".
Отменена постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в
системе наркомпросов" от 4 июля 1936 года.
Педология - новая наука. Разработчики давали ей описательное определение. Стороны педологии: теоретическая проблема педологии как науки, практическое педологическое движение. Теор. (Выготский) - это целостная наука о развивабщемся чаде. Центральные категории: развитие, рост, конституция, среда, возраст и его разные виды.
Представление о законах психического развития:
1. Закон специфичности детства
2. Принцип конвергенции внутренних данных и внешних условий
3. Закон динамогенеза: всякое влечение имеет свою логику развития.
4. Периодичность (ритмизация) развития ребенка, его неравномерность.
5. Биогенетический закон
6. Закон оптимальной продолжительности подготовки. Более продолжительные стадии способствуют дальнейшему продвижению.
П. встречает трудности, т.к. туманно
определение ее предмета. Непонятно так же, где границы между
психологией, педагогикой и педологией. Наука не создала собственныз
методов. Активно использовались тесты.
П. развернула очень широкое
практическое твижение. Тестовые методы, тестология. На их основании
часто педагогическая запущенность принималась за слабоумие и т.п.
Спецшколы для тупых. 1928 год - первый съеед. Начало 30-х - критика
педологии. 1934 г. 4 июля - статья "О педологических извращениях в
системе НАРКОМПРОСа" запрет педологии и тестовых методов.