Развитие русской психологической мысли
в советский период шло в сложных социокультурных условиях. Октябрьская
революция коренным образом изменила всю страну. Новые социальные
проблемы возникли и перед учеными, в том числе психологами. Утвердился
диктат марксизма как идеологии, поддерживаемой всей мощью тоталитарного
государства. Философия марксизма содержала ряд постулатов, которые
могли быть продуктивно применены в психологии, тем более, что мировая
психология испытывала в начале XX века острейший кризис.
Психология начинала свой путь в
качестве самостоятельной науки с изучения сознания субъекта, каким оно
открывается его "внутреннему взору" (самонаблюдению). Но логика
развития науки привела к отказу от подобного взгляда на предмет и
методы психологии. С одной стороны, "крестовый поход" против сознания
начали американские психологи-бихевиористы, с другой-фрейдисты,
согласно взглядам которых сознание вводит субъекта в заблуждение по
поводу истинных мотивов его поведения, скрытых в недрах бессознательных
инстинктов. Сокрушительный удар по исходной картине сознания как
некоего строения, состоящего из "кирпичей" (ощущений) и "цемента"
(ассоциаций) нанесла гештальтпсихология.
Кризис науки требовал новых решений.
Многие молодые русские психологи стали искать их в марксизме,
привлекавшем установкой на объяснение зависимости психологии
человека от социальной среды, акцентом на роли труда, практики в
формировании личности и др. Наряду с этим, коренные сдвиги в обществе,
где исповедовалась вера в грядущее с победой коммунизма царство свободы
и справедливости, побуждали задуматься о лепте, которую психология
способна внести в дело формирования нового человека. Оба эти
обстоятельства-поиск
новых идей, готовых вывести психологию из кризиса, и установка на
преобразование психики людей средствами обновленной науки-стимулировали прогресс молодой советской психологии.
Однако очень скоро появились признаки нарастающего запрета на свободную мысль. Первым сигналом стала высылка из страны в 1922 году большой группы выдающихся русских ученых, в идейных ориентациях которых власть усмотрела враждебность новому строю. Они
были "изъяты" из отечественной культуры и общественной жизни без суда,
по решению партийной верхушки. Среди высланных были ученые, трудам
которых принадлежит достойное место в отечественной психологии: Семен Людвигович Франк (1877-1950), автор замечательной книги "Душа человека", скончавшийся в Лондоне; Иван Иванович Лапшин (1870-?),
автор ряда работ по психологии научного и художественного творчества,
близкий друг великого композитора Н. А. Римского-Корсакова, и многие
другие.
Это событие, ставшее зловещим
предвестником расправы с любым инакомыслием (изгнанные ученые даже не
были марксистами), может быть занесено первой строчкой в печальную
летопись советской репрессированной науки.
Термин "репрессированная наука" требует
пояснения*. (Данный термин принадлежит М. Г. Ярошевскому; см.
книгу:Репрессированная наука/Под ред. М. Г. Ярошевского. Л., 1991.) Слово "репрессия" (от лат. "репрессио"-подавление)
означает принятие карательных мер по отношению к отдельным людям или их
группам. Применяя его, обычно имеют в виду различные формы
преследования и наказания (высылка в эмиграцию, как в упомянутом
случае, заключение в тюрьму, отправка в ГУЛАГ, расстрел, ссылка)
государственными органами конкретных лиц.
Оборот "репрессирования наука" имеет
более широкий и общий смысл, подразумевающий деформацию под давлением
партократической идеологии и ее карательного аппарата всего научного
сообщества (с его ценностями, программными ориентациями, нормами
общения и деятельности) и духовной жизни в целом.
В первые послереволюционные годы
исследовательская работа в психологии, в соответствии с
государственно-партийным диктатом, могла вестись не иначе как "под
знаменем марксизма". Этот лозунг стал названием журнала, призванного,
согласно указанию Ленина, стать глашатаем "воинствующего материализма".
С боевым призывом "создать марксистскую
психологию" выступил Корнилов, вчерашний ученик Г. И. Челпанова. Изгнав
последнего из созданного им института и став вскоре его директором,
Корнилов объявил свою реактологию (см. выше) истинной, "марксистской"
психологией. Справедливости ради надо отметить, что под знаком
марксизма успешно развивались и более продуктивные психологические
школы и направления: Басова, Выготского, Блонского и др. Сблизить свои
концепции с марксизмом стремились и сторонники рефлексологии.
В конце 20-х-начале 30-х годов в стране произошел экономический, политический, идеологический переворот. Наступил беспредел сталинщины. В 1931
году Сталин продиктовал постановление ЦК ВКП (б) о журнале "Под
знаменем марксизма". Прежняя брань, раздававшаяся со страниц этого
журнала в адрес отечественных ученых (В. И. Вернадскому, например,
инкриминировалась попытка спасти "разрушающееся здание буржуазной
метафизики"), показалась недостаточно сильной. На сей раз Сталин
потребовал начать глобальную войну на "два фронта" -
против идеалистов и против "механицистов". Эта директива была
немедленно воспринята как руководство к действию и в кругу психологов,
среди которых нашлись любители разоблачения своих коллег.
"Разоблачениям" придавали видимость
дискуссий извратив тем самым сущность этой важнейшей формы научного
общения. За "механицизм" подверглись критике концепции Бехтерева,
Корнилова и других. Психолог Б. Г. Ананьев обвинил в идеализме
Выготского и его школу. Партийные организации чинили "суд" и
"расправу". Под особое подозрение попадал тот, кто, анализируя
концепции западных психологов, не обличал их враждебную буржуазную
сущность. Усердно культивировалась версия о несовместимости
марксистской советской психологии и "прогнившей" буржуазной. Чтобы
избежать полной изоляции отечественной науки от мировой, психологам
приходилось прибегать к "обходным маневрам", в частности, отделять
установленные факты от их теоретической основы, "отравленной"
иедалистическим или иным "пагубным" влиянием.
Новая война репрессий обрушилась на психологию после постановления ЦК ВКП (б) о педологии (1936). К
педологам были отнесены и многие лидеры психологии. Дело в том, что в
педологии доминировали проблемы умственного развития, диагностики
психических различий и прочие темы, издавна относившиеся к компетенции
исследователей поведения и сознания. Партийное постановление в
одночасье ликвидировало целую дисциплину,
притом напрямую связанную с практикой обучения и воспитания. Началось
"разоблачение" тех, в ком видели противников версий, официально
одобренных партийным аппаратом. За критикой следовали пресловутые
"организационные выводы"-изгнание
из исследовательских учреждений, разгром научных школ, признанных
одиозными и т. п. Все, на чем стоял гриф педология", оказалось под
запретом, в том числе работы выдающихся российских психологов,
запрятанные на многие годы в "спецхраны".
Вслед за педологией была уничтожена и
имевшая большую практическую ценность психотехника (ее ведущего
представителя И. Шпильрейна расстреляли), а затем и психология труда.
Чтобы отправить миллионы рабов в ГУЛАГ, не требовалось психологических
исследований личности, ее способностей, условий выработки навыков,
изучения мотивации и других научных изысканий.
Следующая глава в истории
репрессированной психологии охватывает вторую половину сороковых годов.
С этим периодом связаны так называемая "борьба с космополитизмом",
когда отстаивание интернационального характера науки влекло за собой
лишение права заниматься ею, а также организация (под непосредственным
контролем Сталина) псевдодискуссий по различным наукам: биологии,
физиологии, языкознанию. Во всех случаях патриотизм ученых усматривался
не в обогащении мировой науки путем интеграции с ней, а в изоляции от
нее. Зарубежные контакты стали восстанавливаться лишь в послесталинский
период, когда русские психологи после нескольких десятилетий отсутствия
появились на зарубежных конгрессах.
С "потеплением" отношений между Россией
и Западом происходили существенные сдвиги и в научных исследованиях,
касавшихся конкретных психологических проблем. Однако атмосфера
репрессированной науки не развеялась и в последующие годы. Миф о том,
что марксистское учение о сознании-это
особый, высший этап в развитии мировой психологической мысли, продолжал
тяготеть над теоретической психологией. Он сопрягался с другим мифом,
согласно которому Советский человек представляет собой особую породу,
обладающую уникальным психическим строем. Своего апогея проповедь этого
мифа достигла в "творчестве" одного из партаппаратчиков, написавшего
книгу "Советский человек" и удостоенного за это звания действительного
члена Академии наук СССР.
Пренебрежение догматической установкой
на обусловленность сознания советского человека образом его жизни
(который изображался высшим этапом в развитии человеческой культуры)
грозило остракизмом. Принятие же ее преграждало Путь к изучению
реальных, "эмпирически данных" особенностей внутреннего мира и
поведения людей в условиях тоталитарного общества. Но и в этих
условиях, вопреки мифологизации и идеологизации знаний о человеческой
личности, российская психология, используя "тактику выживания",
добилась в ряде отраслей позитивных результатов, не уступающих по своей
значимости достижениям мировой науки.