Сергей Леонтьевич Рубинштейн (1889-1960) создал свой главный труд "Основы общей психологии" (1940), работая
на кафедре психологии педологического отделения Ленинградского
педагогического института им. Герцена, куда его пригласил Басов.
Лейтмотивом этого труда служил принцип "единства сознания и
деятельности".
Вспомним, что проблема системного и
смыслового строения сознания была центральной для Выготского, вопрос о
структуре деятельности -
главным для Басова. При этом роль предметной деятельности в построении
сознания оставалась вне поля зрения Выготского, как и категория сознания-вне
поля зрения Басова. Рубинштейн же в своем подходе к предмету психологии
попытался соединить сознание с процессом деятельности, объяснив, как
оно формируется в этом процессе.
Это существенно изменяло перспективу
конкретных исследований, призванных теперь исходить из того, что "все
психические процессы выступают в действительности как стороны, моменты
труда, игры, учения, одного из видов деятельности. Реально они
существуют лишь во взаимосвязи и взаимопереходах всех сторон сознания
внутри конкретной деятельности, формируясь в ней и ею определяясь".
Идея о том, что общение человека с
миром осуществляется не прямо и непосредственно (как на биологическом
уровне), но исключительно посредством его реальных действий с объектами
этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание.
Зависимость сознания от этих предметных действий, а не от внешних
предметов самих по себе, становится важнейшей проблемой психологии.
Сознание, ставя цели, проектирует
активность субъекта и отражает реальность в чувственных и умственных
образах. При этом природа сознания изначально социальна, обусловлена
общественными отношениями. Поскольку же эти отношения изменяются от
эпохи к эпохе, то и сознание представляет собою исторически изменчивый
продукт.