Следует различать реальную жизнь науки
и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века
появилась потребность в том, чтобы объединить разрозненные знания о
психике в отдельную, отличную от других, дисциплину.
Когда время созрело, говорил Гете,
яблоки падают одновременно в разных садах. Теперь "созрело время" для
определения статуса психологии как самостоятельной науки-и сразу почти
одновременно сложилось несколько программ ее разработки. Они по-разному
определяли предмет, методы и задачи психологии, направления ее развития.
Наибольший успех выпал на долю Вильгельма Вундта (1832-1920)
Он пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом
Гельмгольца) первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину
созданное различными исследователями. Вернув ей древнее название,
Вундт, стремясь расстаться со спекулятивным прошлым психологии,
присоединил к нему эпитет "физиологическая". ."Основы физиологической
психологии" (1873-1874)-
так назывался его. главный монументальный труд, воспринятый как свод
знаний о новой науке. В Лейпциге Вундт организовал первый специальный
психологический институт (1875), где
занялся изучением тем, заимствованных у физиологов-ощущений, времени
реакций, ассоциации, психофизики. -
Взяться за анализ обширной области
душевных явлений с помощью приборов и экспериментов было смелым делом.
К Вундту стали стекаться молодые ученые из многих стран. Возвращаясь
обратно, они создавали лаборатории, сходные с лейпцигской.
Некогда психологами называли
знатоков человеческих душ. Так, в "Фаусте" Пушкина Мефистофель говорит:
"Я психолог... О, вот наука". Но профессиональные психологи появились
лишь после Вундта. Историки подсчитали, что школу Вундта прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. Она стала главным рассадником первого поколения психологов-экспериментаторов.
Уникальным предметом психологии, не
изучаемым никакой другой дисциплиной, Вундт признавал "непосредственный
опыт"; главным методом-интроспекцию, т. е. наблюдение субъекта за
процессами в своем сознании. Интроспекция понималась как особая
процедура, требующая специальной длительной тренировки. При обычном
самонаблюдении, присущем каждому человеку, способному дать отчет в том,
что он воспринимает, чувствует или думает, крайне трудно отделить
восприятие как психический процесс от воспринимаемого реального или
представляемого объекта, поскольку этот объект дан во внешнем опыте.
Вундт же требовал от испытуемых отвлечься от всего внешнего с тем,
чтобы найти исходные элементы внутреннего опыта, добраться до первичной
"ткани" сознания, которая считалась свитой из сенсорных (чувственных)
"нитей". Однако, когда возникал вопрос о более сложных психических
феноменах, где в действие вступали мышление и воля, обнаруживалась
беспомощность вундтовой программы.
Структурная психология Э.Титченера. Э.Титченер
(1867 -1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии
как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной
психологией. Ее задачи: 1)разложить душевное состояние на простейшие
составные части; 2)найти законы соединения этих частей; 3)привести эти
законы в связь с физиологической организацией.
Ввел метод аналитической интроспекции:
достижение "чистого содержания сознани", без вмешательства физических
характеристик стимула ("ошибка стимула").
В качестве первичных элементов сознания
выделял ощущения, образы и чувства. Ощущения обладают качеством,
интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Образы - это следы
прежних ощущений, отличающиеся меньшей отчетливостью. Чувства - это
элементы душевных движений; они обладают качеством, интенсивностью и
длительностью. Внимание и мышление имеют сенсорную природу и не
содержат нового элементраного процесса, подобного рассмотренным трем.
Спорил с вюрцбюргской школой по поводу безобразности мышления.
Если ощущения можно было объяснить в
пределах стандартов, принятых научным, причинным мышлением (как эффект
воздействия стимула на телесный орган), то иначе обстояло дело с
волевыми актами. Вместо того, чтобы быть причинно объясненными, они
сами были приняты Вундтом за конечную причину процессов сознания и
первичную духовную силу. Тем самым, бывший естествоиспытатель стал
сторонником волюнтаризма - философии, считающей волю высшим принципом
бытия.
Не меньшие просчеты обнаружились, когда ученики Вундта занялись процессами мышления. Один из них, Освальд Кюльпе (1862-1915),
создал в Вюрцбурге собственную школу, программа которой продолжала и
развивала вундтову. По-прежнему предметом психологии считалось
содержание сознания, а методом - интроспекция. Испытуемым
предписывалось решать умственные задачи, наблюдая за тем, что при этом
происходит в сознании.
Но самая изощренная интроспекция не
могла найти тех чувственных элементов, из которых, по прогнозу Вундта,
должна состоять "материя" сознания. Пытаясь спасти свою программу,
Вундт настаивал на том, что умственные действия в принципе неподвластны
эксперименту и потому должны изучаться по памятникам культуры-языку,
мифу, искусству и др. Так возрождалась версия о "двух психологиях":
экспериментальной, родственной по своему методу естественным наукам, и
той, которая взамен этого метода интерпретирует проявления
человеческого духа.
Эта версия получила поддержку у
сторонника другого варианта "двух психологии" - философа Вильгельма
Дильтея (1833-1911). Он отделил изучение связей психических явлений с
телесной жизнью организма ("объяснительная психология") от исследования
их связей с историей культурных ценностей ("донимающая психология").
К концу XIX века иссяк энтузиазм,
который некогда пробудила вундтова программа. Заложенное в ней
понимание предмета психологии, изучаемого с помощью использующего
эксперимент субъективного метода, навсегда потеряло кредит доверия.
Многие ученики Вундта порвали с ним и пошли другим путем.
Проделанная школой Вундта работа
заложила основы экспериментальной психологии. Критики Вундта смогли
получить новое знание благодаря тому, что отталкивались от полученных
им результатов: ведь научное знание развивается путем не только
подтверждения гипотез и фактов, но и их опровержения. Лев Толстой,
перечисляя имена тех, кто "работает на научную истину", называл имя
Вундта в одном ряду с именами Дарвина и Сеченова.
Одновременно с Вундтом свою программу новой психологии предложил философ Франц Брентано (1838-1917) в своем труде "Психология с эмпирической точки зрения" (1874). Предметом психологии, так же как у Вундта, считалось сознание. Однако его природа мыслилась иной.
Согласно Брентано, область
психологии-это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли,
чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым
появляется это содержание. Одно дело цвет как образ какого-либо
предмета, другое-акт видения цвета или суждения о предмете. Изучение
актов и есть интенции, направленности на какой-либо объект, с которым этот акт неразрывно связан.
Концепция Брентано стала источником
нескольких направлений западной психологии. Она придала импульс
разработке понятия о психической функции как особой деятельности
сознания, которое не сводилось ни к элементам, ни к процессам, но
считалось изначально активным и предметным.