Философ, педагог и психолог И.Гербарт
(1776 - 1841) явился основоположником немецкой эмпирической психологии.
Он выступил против теории способностей Вольфа. Он считал, что нельзя
делить душевную деятельность на самостоятельные функции, душевная жизнь
- это единая связанная целостность.
Сочинения "О психологии как науке,
вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику" (1824 - 1825),
"Учебник психологии" (1816).
Гербарт был сторонником ассоциативной
психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на
опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания.
Факты сознания выступают исходным
пунктом всякого психологического исследования. Методами является
самонаблюдение, наблюдение и анализ продуктов деятельности, эксперимент
он отвергает по этическим соображениям.
Гербарт ратовал за внесение в психологию математических методов.
Элементом душевной жизни он считал
представление. Представления - это сложные образы восприятия, которые
возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют
качественные и количественные характеристики. К количественным
характеристикам относится сила представления, показателем которого
является его ясность. Психология Гербарта состояла из "статики духа"
(данные измерения представлений в период покоя) и "динамики духа"
(условия движения представлений в сознании).
Представления постоянно взаимодействуют
в сознании. Они могут бороться, относясь друг к другу как
противоположности, либо сливаться, не теряя в своем качестве и образуя
новое образование ("компликация"), или сливаться по сходству.
В зависимости от степени ясности
представления распределяются по трем областям: ясного сознания,
сознания, бессознательного. В разные моменты времени одно и то же
представление может пребывать в разных областях сознания. Душевная
жизнь - безостановочное движение представлений. Границы, которые
отделяют одну область сознания от другой, Гербарт назвал порогами.
Возможность проникновения представления в центр сознания Гербарт
объяснял силой впечатления (значимостью для субъекта), отсутствием
препятствий на пути представления в сознание, а также наличием
поддержки со стороны прошлого опыта. Процесс слияния представлений с
прошлым опытом Гербарт назвал апперцепцией.
Гербарт выделял в сознании также волю и
чувства, которые он считал продуктом отношений между представлениями,
частным случаем их взаимодействия.