Особенностью ассоцианизма XIX века явилось его соединение с философией позитивизма.
В развитии ассоцианизма этого периода различают три этапа:
1) наивысший расцвет (Т.Браун, Дж.Милль);
2) пересмотр основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии, начало кризиса системы ассоциагизма (Дж.Ст.Милль);
3) Отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем (А.Бэн)
1)Т.Браун
в "Лекциях по философии человеческого духа" (1820) продвинул учение об
ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации - учение о дополнительных
факторах. объясняющих возникновение в данный момент той или иной
ассоциации из многих других.
Мышление проанализировал как процесс решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой задачи.
Развил учение об ощущениях: выделил из
осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на
его значение для формирования чувства уверенности в существовании
предметов внешнего мира. он оторвал душевные явления от материальной
основы и постулировал их подчиненность собственным, внутренним законам,
которые открываются только в самонаблюдении.
Только основания ассоциаций (простых
внушений) лежат в мозгу, остальные связи представляют собой операции
духа и называются относительными внушениями. В качестве метода
признавал только самонаблюдение. Всякое сложное душевное явление он
сводил к сумме составляющих его более простых. Познание трактовал
механистически.
Потребности он понимал биологизированно
и относил вместе с ощущениями и чувствами удовольствия-неудовольствия к
области чувственных процессов. Разделял потребности на два рода
чувствований: ощущение неудовольствия + желание предмета, снимающего
это неудовольствие. То есть уничтожалась специфика потребностей как
особых психических состояний.
Дж.Милль
(1773 - 1836) в труде "Анализ явлений человеческого духа". Всю
психологическую жизнь он сводит к ощущениям, представлениям и
ассоциациям идей: есть только одно явление - ощущение, и один закон -
ассоциации. Он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость
ассициируемых ощущений и частоту их повторения. Также Милль
сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в
том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы.