Австрийская (грецкая) школа

АВСТРИЙСКАЯ (ГРАЦКАЯ) ШКОЛА - группа исследователей, (X. Эренфельс, С. Витасек, В. Бе-нусси и др.), работавших в основном в Грацком университете с 80-х гг. XIX в. по 10-е гг. XX в. под руководством психолога и философа А. Мейнонга, создателя первой в Австрии лаборатории экспериментальной психологии (1894). В постановке и теоретико-экспериментальной разработке проблемы целостности сознания представители А. ш. исходили из концепции Ф. Брен-тано. X. Эренфельс ввел в научный оборот термин "гештальт-качество" с целью обозначить целостность психического образа (и сознания в целом), его несводи
мость к сумме составляющих его ощущений. А. Мейнонг считал геш-тальткачество "высшим" представлением, возникающим на основе "низших" представлений (ощущений, звуков) в результате особого продуктивного духовного акта. С. Витасек и В. Банусси, защищая тезис о необходимости активности субъекта для возникновения целостного психического образа, пытались доказать его справедливость экспериментально, в частности при изучении оптико-геометрических иллюзий (возникновение или отсутствие иллюзии объяснялось наличием или отсутствием установки на "целостное" (синтезирующее) восприятие. А. ш. подготовила переход психологии от "элементарист-ской" стратегии к целостной, предложенной несколько позднее геш-тальтпсихологией и Лейпцигской школой. Она поставила проблему выделения иных, нежели в ассоциативной психологии, единиц сознания, проблему целостно-(системно-) образующих его факторов, а также проблему активности субъекта в построении целостного образа (что впоследствии неправомерно игнорировалось гештальтпси-хологией). Представители А. ш. внесли свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, времени, кажущегося движения и др., а также ряда философских, гносеологических и этических вопросов.

Другие записи

10.06.2016. Культурно-историческая теория
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и Л. Р. Лурия. При формировании…
10.06.2016. Лейпцигская школа
ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА - психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители - Ф. Крюге (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм,…
10.06.2016. Необихевиоризм
НЕОБИХЕВИОРИЗМ - направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно к-рому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции…
10.06.2016. Неофрейдизм
НЕОФРЕЙДИЗМ - направление в психологии, сторонники к-рого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К числу наиболее известных представителей…
10.06.2016. Концепция отношений личности
ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ - совокупность теоретических представлений, согласно к-рым психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных…