КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - концепция психического развития человека, разработанная в 20-30-е гг. советским психологом Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и Л. Р. Лурия. При формировании К.-и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальт психологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении ("формальная школа" в литературоведении (ОПОЯЗ) и др.). Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно К.-и. т., главная закономерность онтогенеза. психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как "натуральных" изменяется - опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся "культурными". Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. Тем самым интериоризация выступает и как социализация. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и "сворачивается", с тем чтобы вновь трансформироваться и "развернуться" в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится "внешняя" социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего-психические функции, выступает языковой знак-слово. Здесь намечается возможность объяснениям вербального и символического (см. Символ) характера когнитивных (познавательных) процессов у человека. К.-и. т. на общепсихологическом уровне и с иных методологических позиций выдвинула проблематику, к к-рой обратились символические интеракционисты (см. Интеракционизм) и сторонники гипотезы Сепира - Уорфа (см. Лингвистической относительности гипотеза). Для проверки основных-положений К.-и. т. Л.^С. Выготским с сотрудниками была разработана "методика двойной стимуляции", с помощью к-рой моделировался процесс знакового опосре-дствования, прослеживался механизм "вращивания" знаков в структуру психических функций - внимания, памяти, мышления. Частным следствием К.-и. т. является важное для теории обучения положение о "зоне ближайшего развития" - периоде времени, в к-ром происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково опосредствованной деятельности. К.-и. т. подвергалась критике, в том числе со стороны учеников Л. С. Выготского, за неоправданное противопоставление "натуральных" некультурных" психических функций; за понимание механизма социализации как связанного преимущественно с усвоением знаково-символиче-ских (языковых) форм; за недооценку роли предметно-практической деятельности человека. Последний аргумент стал одним из исходных при разработке учениками Л. С. Выготского концепции структуры деятельности в психологии. В настоящее время обращение к К.-и. т. связано с анализом процессов общения, с изучением диалогического характера ряда когнитивных (связанных с познанием) процессов (см. Диалог), с использованием в психологии аппарата структурно-семиотических исследований.