Лейпцигская школа

ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА - психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители - Ф. Крюге (глава школы), Г. Фолькельт, Ф. Заддер, О. Клемм, А. Веллек и др. Л. ш. иногда называется "второй Л. ш." (после Вундтовской). Как и гештальтпсихологи, представители Л. ш. разделяли требование целостного подхода к изучению психики, считая, однако, гештальты не единственными единицами сознания ("феноменального мира"): на более ранних ступенях развития такими единицами являются "комплекс-качества"-диффузные, аффективно окрашенные, но вполне целостные переживания, к-рые дифференцируются в ходе развития. В то же время теоретики Л. ш. обращали особое внимание на практически игнорируемую гештальтпсихологией смысловую сторону гештальтов. По их мнению, во всех видах генезов (фило-, антропо-, онто- и актуалгенезах) психическое идет от комплекс-качеств ко все более дифференцированным осмысленным гештальтам. Эта гипотеза проверялась и доказывалась эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях Л. ш. (в том числе с использованием феноменологического метода) по проблемам актуалгенеза и типологии восприятия (Ф. Зандер), фило- и онтогенезов восприятия, развития изобразительной деятельности у ребенка, его интеллектуальных операций (Г. Фолькельт) и др. Для сторонников Л. ш. "системообразующим фактором" психической жизни (в феноменальном плане) являлись для Л. ш. чувства, к-рые, согласно их концепции, определяют закономерности восприятия, памяти, мышления и в наибольшей степени выражают внутренний "трансфеноменальный" мир душевного бытия, не сводимый к миру переживаний (феноменов). Для характеристики этого мира Ф. Крюгером было введено понятие "структура" - длительно существующее "субстанциональное" образование, нек-рая система установок, диспозиций,, определяющих закономерности развертывания актуальных психических процессов. Трансфеноменальные структуры делятся в Л. ш. на "душевные" (индивидуальные, среди к-рых центральной является структура ценностных ориентации, и надындивидуальные - "душа" семьи, народа, расы и т. п.) и "объективно-духовные" (сюда относились нек-рые идеальные образования - мораль, право, искусство, а также язык). Душевная структура тем "совершеннее", чем более выражаются в ней объективно-духовные структуры. В феноменальном плане это проявляется в преобладании осмысленных гештальтов над диффузными комплекс-качествами (говоря обыденным языком, это означает, например, развитую способность к эстетическому восприятию и / или способность к созданию новых произведений искусства). В 50-е гг. представление Л. ш. о структурах было развито в характерологическом учении А. Веллека. В понимании причин психического развития и межкультурных различий (особенности к-рых считались предопределенными врожденно) Л. ш. смыкалась с крайне биологизаторскими и объективно-идеалистическими направлениями в психологии, в том числе с расистскими и фашистскими концепциями. Вместе с тем Л. ш. сыграла значительную роль в утверждении целостного подхода в психологии. Экспериментальные результаты Л. ш. высоко оценивались Л. С. Выготским и рассматривались им как одно из доказательств его собственной концепции системного и смыслового строения сознания. Отдельные идеи Л. ш. оказали влияние на нек-рых представителей "гуманистической психологии (Г. Олпорт).

Другие записи

10.06.2016. Необихевиоризм
НЕОБИХЕВИОРИЗМ - направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно к-рому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции…
10.06.2016. Неофрейдизм
НЕОФРЕЙДИЗМ - направление в психологии, сторонники к-рого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К числу наиболее известных представителей…
10.06.2016. Концепция отношений личности
ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ - совокупность теоретических представлений, согласно к-рым психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных…
10.06.2016. Психоанализ
ПСИХОАНАЛИЗ (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - 1) совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми…
10.06.2016. Символический интеракционизм
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (лат. -взаимодействие) - теоретико-методолог. направление преимущественно в амер. социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20-30-х гг..…