Женевская школа генетической психологии

ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (от греч. genesis - происхождение) - направление в исследовании психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже и его последователями. Предмет изучения- происхождение и развитие интеллекта У ребенка; главная задача - исследование механизмов познавательной деятельности ребенка, к-рые скрыты за внешней картиной его поведения; основной метод исследования- клиническая беседа (см. Интервью клиническое), ориентированная не на фиксацию внешних признаков явления, а на процессы, к-рые приводят к их возникновению. Работы Ж. ш. г. п. показали, что развитие интеллекта ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции. Своеобразие развития психики ребенка связано с теми структурами интеллекта, к-рые формируются при жизни благодаря действиям. Внешние материальные действия ребенка до двух лет (первоначально выполняемые развернуто и последовательно) благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план. Координируясь с другими действиями, они уже в младшем школьном возрасте превращаются в умственные операции. Благодаря обучению можно ускорить приобретение понятий, но величина и природа достижений всегда зависят от исходного уровня развития, а социальные влияния подчиняются схемам и структурам, с помощью к-рых субъект способен воспринять эти влияния; Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от ряда факторов; законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (см. Эпистемология генетическая). Исходным для этой школы является положение о взаимодействии живой системы со средой как нераздельности двух непрерывно совершающихся процессов - ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, тогда как при аккомодации он перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды. Из такого общебиологического подхода Ж. Пиаже исходил в трактовке психического развития, считая, что, стремясь ко все более совершенным формам равновесия со средой (см. Гоме-остаз), организм создает познавательные структуры. Это определило объяснение полученных Ж. ш. г. п. данных в категориях биологии, что вызвало обоснованную критику ее теоретических позиций советскими психологами.

Другие записи

10.06.2016. Индивидуальная психология
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное А. Адлером. И. п. исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается…
10.06.2016. Интроспективная психология
ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. introspecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) - ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием…
10.06.2016. Гормическая концепция
"ГОРМИЧЕСКАЯ" КОНЦЕПЦИЯ (в психологии)-выдвинута англо-американским психологом У. Макдугаллом, согласно к-рому движущей силой индивидуального и социального поведения является особая прирожденная (инстинктивная)…