ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА (Разум или чувства?)

Сегодня многие психологи обеспокоены тем, что предсказание успеваемости в школах и учреждениях производится в основном с помощью IQ, интеллектуального коэффициента. Этот тест рассчитан на "разгадывание загадок", которые не всегда отражают глубину знаний тестируемого, а просто требуют особых навыков. С другой стороны, именно этим навыкам придается главное значение во многих профессиях, особенно в инженерных.

Американский исследователь Т. Кун считает, что развитие науки - это и есть всего лишь последовательное разгадывание загадок. Между тем проблемы повседневной жизни часто требуют другого - разумного поведения в естественной ситуации. Такого рода способности система тестов IQ практически не затрагивает. Кроме того, исследователи обнаружили, что у некоторых детей высокий показатель IQ, но они не так уж хорошо учатся в школе и позже не отличаются большими успехами в профессиональной деятельности.

Может быть, существует еще "что-то", определяющее ключ к успеху?

Американский психолог Д. Гоулмен предположил, что реализация заложенных в ребенке умственных способностей зависит от особого свойства - "ума чувств", то есть от умения властвовать своими эмоциями и направлять их в нужное русло. Гоулмен предлагает ввести в практику психологического тестирования другой показатель - EQ (emotion quotient) который, по мнению многих современных психологов, может более адекватно предсказать будущий успех ребенка в жизни. Ведь умение разбираться в собственных чувствах и чувствах других людей определяет разумное поведение человека в самой сложной ситуации. И иногда это качество важнее, чем блеск ума и глубина знаний.

Психолог Р. Розенталь провел в одной из американских школ такой эксперимент: он показал старшеклассникам фильм о человеке, переживающем гнев, радость, разочарование. Эпизоды чередовались случайно, и ребята могли видеть не полную картину, а фрагменты - руки, голос, жесты. Те старшеклассники, которые правильно угадывали состояние героя по этим фрагментам, обычно лучше других успевали в школе, даже если их коэффициент интеллектуальности был не самым высоким.

Так что, возможно, коэффициент интеллектуальности на сегодня устарел. Немецкие исследователи считают, что существует несколько типов интеллекта: языковой, математический, пространственно-логический, которым обладают выдающиеся шахматисты; музыкальный, внутриличностный, развитие которого необходимо для занятий философией, и межличностный, которым одарены выдающиеся общественные деятели, например Ганди или мать Тереза. Последний тип интеллекта, по-видимому, имеет немало общего с загадочным "умом чувств".

У системы IQ есть и другие недостатки - например, эти тесты составляются людьми, имеющими хотя и высокий интеллект, но совершенно определенный тип мышления. Именно такие тестируемые и получают самые высокие баллы. А вот люди с нестандартным типом мышления скорее всего такой сетью вопросов "не ловятся". Окружающие обычно оценивают их неадекватно. Достаточно вспомнить мнения школьных учителей и родственников об Эйнштейне, Эдисоне и других "не попавших под тестирование":

"Твое витание в облаках и равнодушие ко всему, что мы усваиваем, подрывают авторитет класса" (учитель - Альберту Эйнштейну).

"Я всегда был последним в своем классе. Мне казалось, что учитель ненавидит меня, а отец считает глупцом" (Томас Эдисон).

"Ты интересуешься только охотой и собаками. Из тебя никогда не выйдет ничего путного" (отец - Чарльзу Дарвину).


Е. Чепыжова.
По материалам журналов "Illustrierte wissenschaft", "Time".

Азарт, удивление, скука - все эти эмоции отражаются на внешности человека, сигнализируют о его внутреннем состоянии. Способность воспринимать эти сигналы и есть, по-видимому, главный признак "ума чувств".



Психологический практикум
Вопросы для нового теста EQ пока еще только обсуждаются учеными, но можно предположить, что они будут в чем-то похожи на те, что мы вам предлагаем.

1. Чувствуете ли вы, когда настроение вашего собеседника меняется, если вы говорите с ним по телефону?

2. Можете ли вы утверждать, что неспособны в припадке гнева причинить боль кошке или ребенку?

3. Портится ли у вас настроение, когда окружающие чем-то расстроены?

4. Можете ли вы по внешнему виду незнакомца составить какое-то мнение о нем?

5. Интересны ли вам другие люди, их привычки, особенности, их мнение о вас?

Если вы ответили положительно на большую часть этих вопросов, у вас высока вероятность обладания "умом чувств".

Другие записи

10.06.2016. Возрастная идентичность как регуляторный механизм инцестного поведения
МГУ им. М.В. Ломоносова Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, психиатрия, возрастная идентичность, сексуальные расстройства. Инцестное поведение, целесообразность которого…
10.06.2016. Опыт применения методик нейропсихологической диагностики в клинике пограничных расстройств
МГУ им. М.В. Ломоносова Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, нейропсихология, психиатрия, пограничные расстройства. Несмотря на то, что нейропсихология наука достаточно…
10.06.2016. Особенности мотивационного и эмоционального профиля у лиц, склонных к наркоманиям
  Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, наркология, мотивация. В последние годы резко…
10.06.2016. Особенности опознания эмоциональных состояний другого человека умственно-отсталыми школьниками по интонационным характеристикам речи
Бийский государственный педагогический институт Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, педиатрия, умственная отсталость, эмоции. В настоящее время идет активный поиск…
10.06.2016. Особенности психологического возраста и возрастной идентичности у лиц с аномальным сексуальным поведением
МГУ им. М.В. Ломоносова Ключевые слова: психология, медицинская и клиническая психология, психиатрия, возрастная идентичность, аномальное сексуальное поведение. Интерес к проблеме половых преступлений,…