КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). К. п. исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, к-рые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации. Соответственно К. п. пытается ответить на пять основных вопросов: 1) в чем суть процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной ситуации и обращающимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом); 2) каковы должны быть личностные черты, установки, знания и умения консультанта; 3) какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в процессе консультирования; 4) какие особенности налагает на процесс консультирования особая ситуация, сложившаяся в жизни клиента; 5) каковы те приемы или техника, к-рые могут быть сознательно использованы консультантом в процессе оказания помощи. К. п. содержательно и организационно обособилась в начале 50-х гг. в США по мере осознания специфики процесса консультирования и его отличия от психотерапии, с одной стороны, и обучения, с другой. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам; от обучения - придание значения не столько знаниям, сообщаемым консультантом клиенту в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом, порождающим дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей последним. Тем не менее между этими тремя областями не существует жестких границ; модели психотерапии, консультирования и обучения взаимообогащают друг друга. К. п. базируется на социальной, клинической и дифференциальной психологии, психологии личности и теотологии. Выбор оснований для конкретной модели консультирования часто связан с более общей теоретической ориентацией - психоаналитической (см. Психоанализ), адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и т. д. К основным моделям или парадигмам консультирования относятся: 1) тренинг жизненных навыков; 2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков; 3) тренинг в решении проблем и принятии решений; 4) тренинг в поддержании здорового образа жизни; 5) ориентация и развитие способностей; 6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии. Модели консультирования специфицируются и приспосабливаются в соответствии с жизненными ситуациями, вызывающими психическую дезадаптацию, нарушения в развитии. Проблемами, в наибольшей степени повлиявшими на спецификацию моделей консультирования за последнее десятилетие, явились алкоголизм, наркомания, насилие над детьми, трудности в обучении детей. К. п. все больше используется представителями других, непсихологических профессий, входя в процесс профессиональной подготовки руководителей, учителей, врачей. В свою очередь, внутри профессионалов-консультантов различаются отряды с различной базовой подготовкой: психиатры, психологи, социальные работники, священники, психиатрические медицинские сестры, посредники. К. п.- одна из отраслей психологического и междисциплинарного знания, получившая широкое признание в мировой психологии.