Как выбрать репетитора по иностранному языку

Введение

Иностранный язык всерьез когда-нибудь начинал учить едва ли не каждый. Выбирая разные методы, книги, учителей, пробираясь сквозь премудрости грамматики и выкручивая язык, пытаясь добиться правильного произношения, приобщающийся к чужой речи иной раз страстно захочет обзавестись собственным преподавателем, который будет думать только о любимом ученике, подстраиваться только под него и терпеливо двигать ненаглядного по пути освоения языка.

Как выбирают репетитора и что из этого следует

Есть несколько стандартных вариантов: по знакомству, по совету друзей, преподаватель школы или вуза, по объявлению в газете или журнале. Несколько нестандартный подход – самостоятельное распространение объявлений «срочно требуется!», поиск по объявлениям, развешанным на столбах и заборах, ангажирование студента языкового вуза. Каждый из этих вариантов хорош по-своему. У каждого – свои «подводные камни».

Преподаватель из «своих» хорош тем, что встречался со своим студентом в «неофициальной обстановке». А, следовательно, не понаслышке знает его интересы и потребности и сможет умело использовать это в учебном процессе. Договориться об оплате с другом всегда легче. Хотя возможна небольшая заминка – знакомый стесняется запросить реальную стоимость занятий, а вам как-то не солидно платить слишком мало. Да и во время занятий со знакомым мало кто удержится от захватывающего пересказа последних новостей. Решите сразу. Учебное время отводится только для занятий, а новости – потом. Или же возьмите за правило пять-десять минут урока посвящать последним новостям, но пересказывать их на изучаемом языке. Неплохая тренировка простой разговорной речи.

Преподаватель, которого вы пригласите по рекомендации знакомых, как правило, будет стараться показать себя с лучшей стороны и сохранит пылкость на весь период обучения. Только одно «но»: нет никакой гарантии, что подход, идеальный для ваших знакомых, окажется таковым же для вас. Да и оплата будет не больше, но и не меньше, чем та, которую назначили знакомому.

Преподаватель из школы или вуза – выбор тех, кто обучается у него же официально. Такой подход хорош тем, что у вас появятся какие-то гарантии (хоть нигде официально и не обговоренные), что ваша успеваемость медленно, но верно пойдет в гору. Редкий преподаватель будет обделять студента, улучшающего его материальное положение. Программа индивидуального обучения будет опираться на стандартно-традиционную. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны: повторение – мать учения, с другой – ну хочется все-таки хоть какого-то разнообразия. Занимаясь с таким преподавателем, вы к тому же можете столкнуться с недобрыми взглядами одногруппников, считающих ваши знания «купленными пятерками».

Кого вы отыщите по объявлению в газете или журнале, заранее не скажет никто. При определенной настырности – оптимального для себя преподавателя. Вопрос только, сколько времени, сил и нервов вы на это потратите. Бывает и так, что устав от затянувшихся поисков, вы решите остановиться на кандидатуре, которая на поверку окажется не самой лучшей. Зато это будет человек, от вас лично отдаленный, и отведенное на учебу время будет целиком потрачено на упражнения в языке.

Если вы решите искать учителя самостоятельно, то старайтесь, чтобы количество затраченных усилий с лихвой окупилось старательностью преподавателя. Четко сформулируйте, чего вы ждете и сколько вы готовы за это платить, и приступайте к поиску. Доверьтесь фактам – профессионал сразу же представит вам рекомендации и подтвердит документально, что владеет иностранным языком в достаточной степени.

Объявления на заборах и столбах обычно развешивают люди, не владеющие современными методами поиска работы. За бумажкой, отороченной бахромой телефонов, могут скрываться опытные пожилые педагоги, вышедшие на пенсию и ищущие подработки. А могут – уставшие от безделья домохозяйки или содержанки, учившие когда-то язык для себя, но от скуки решившие поделиться своими знаниями еще с кем-нибудь. Рискнув заняться с таким преподавателем, вы можете немного (а иногда и вполне прилично) выиграть в денежном отношении. Такие занятия, как правило, не дороги.

Студенты языкового вуза тоже попадаются разные. Преподают многие – все-таки живая практика. Выбирая такого «репетитора» не гонитесь за отличником, не факт, что он и будет самым лучшим репетитором. Хорошисты зачастую оказываются более старательными в подготовке к урокам и относятся к своей работе более ответственно.

Стараются, как могут (или нет)

Хорошие репетиторы передаются «из рук на руки», их холят и лелеют. И это заслуженно, потому как относятся они к своей работе очень ответственно.

Во-первых, разумный учитель использует в своей работе не только учебник и то, что к нему прилагается, но и готовит много материала самостоятельно, именно для своего ученика. Во-вторых, через пару-тройку занятий хороший педагог определяет, какая система восприятия у вас превалирует и старается преподавать самый сложный материал, учитывая ваш психологический портрет. Дает услышать аудиалу, увидеть – визуалу, почувствовать – кинестетику. Да и весь процесс обучения будет построен с учетом не только потребностей, но и психологических особенностей.

Хорошие репетиторы используют в своей работе все открытые возможности: магнитофон, видео, литературу и периодику на языке, общение с носителями языка, задания по электронной почте, словом, все, что придет в голову и реализуемо. Ведь совсем не сложно привести на занятие друга, приехавшего из-за границы, чтобы вы услышали живой язык, другой стиль разговора и, может быть, наконец-то перешагнули уже порядком надоевший языковой барьер.

Изложив хорошему репетитору, с какой целью вы взялись изучать иностранный язык, вы вполне можете рассчитывать на то, что материал и методики будут соответствовать сформулированной задаче. Если вы собрались поступать в зарубежный вуз, то учитель подберет для вас максимальный запас слов и терминов учебной тематики, поможет написать письмо в университет, поискать грант. Собираетесь на бизнес-стажировку – несомненно будете учить не просто язык, а с элементами деловой лексики.

Нанимая репетитора, вы получаете действительно индивидуальный подход, а не поточно-урочную систему, которая прокатывалась до вас на сотнях студентов и без изменений будет прокатана еще много раз, после того, как вы пройдете через ее горнило.

Другие записи

10.06.2016. Экскурс в методологию
О некоторых интересных методах обучения иностранным языкам нам рассказывает Мария Голод, академический директор Лингвистического центра Института иностранных языков. За всю историю человечества было разработано…
10.06.2016. Шехтер, Hill or Streamline?
Введение Когда в конце 1999 года я решил пойти учить английский язык, Сергей Преображенский, по службе корректор «Обучения за рубежом», а по жизни доцент Университета дружбы народов, сказал мне: – Саша,…
10.06.2016. Разрекламированные методики и курсы, которые на деле оказались шарлатанством
Много шума наделала в последние годы Илона Давыдова. Слушая ее аудиокассеты, вы должны были научиться разговорной речи. Процесс ускорялся таинственным воздействием магнетических сил на подкорку. В случае…
10.06.2016. Шесть вопросов об иностранном языке
Российских туристов за рубежом иностранцы, как правило, определяют безошибочно. В этом виноваты не широкие славянские скулы, не робость при столкновении с западным сервисом и даже не особенный блеск глаз,…
10.06.2016. Как извлечь максимальную пользу из зарубежной языковой программы
Если вы планируете совершенствовать свой уровень владения иностранным языком в одной из зарубежных языковых школ и хотите извлечь максимальную пользу из вашей поездки, то вам будет интересно узнать, что…