План словообразовательного анализа

Словообразовательный анализ (разбор) имеет целью определение способа образования слова. Он проводится в следующем порядке.

1. У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.

2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т.е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.

Обычно слова в русском языке имеют одно производящее слово (спортсмен < спорт, во-первых < первый и т.п.). Однако есть случаи, когда одно и то же слово может иметь разные производящие и, следовательно, образовываться различными способами, например: невесело < весело (приставочный способ образования) и невесело < невеселый (суффиксальный способ образования), перевоспитание < перевоспитать (суффиксальный способ образования) и перевоспитание < воспитание (приставочный способ образования).

3. Устанавливается, что является производящей базой: основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний – весна, невесело – весело, собкор – собственный корреспондент, диван-кровать – диван, кровать.

4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово: подберезовик < под березой.

5. Определяется способ образования слова.

Указанная схема проведения словообразовательного разбора свое реальное выражение находит в графической модели, хорошо известной учащимся по школьному учебнику:

  • канатоходец < ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);
  • лесник < лесной (суффиксальный);
  • переход < переходить (бессуффиксный);
  • выходной < выходной (день) – (переход из одной части речи в другую).

Словообразовательный анализ предполагает выяснение способа образования нового слова. Его необходимо отграничивать от формообразовательного разбора. Различие между новым словом и формой слова заключается в том, что с новым словом всегда связано новое лексическое значение, форма же слова по значению не отличается от исходного слова. Например, от прилагательного грубый при помощи суффикса образовано слово грубость, у которого иное значение, к тому же оно относится к другой части речи. От того же прилагательного при помощи суффикса образована форма сравнительной степени грубее, не отличающаяся от исходного слова лексическим значением.

В некоторых случаях при словообразовательном разборе бывает удобно проводить его в два этапа.

Например:

  • расцветший
    1. расцветший < расцвести (формообразование). Причастие расцветший образовано от неопределенной формы глагола расцвести. 
    2. расцвести < цвести (приставочный). Глагол расцвести образован от глагола цвести приставочным способом.
  • отобранного
    1. отобранного <- отобрать (ступень формообразования);
    2. отобрать <- брать.

Глагол отобрать образован от глагола брать приставочным способом.

  • обижает <- обидеть

Глагол обижает образован от глагола обидеть суффиксальным способом. В качестве средства образования данного слова выступает и чередование согласных д//ж.

Другие записи

10.06.2016. Лексическое значение слова
Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности. Большинство слов называют предметы,…
10.06.2016. Лексика и фразеология. Лексикология
Понятие о лексике и лексикологии Термин лексика (гр. lexikos – словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Этот термин используется также и в более узких значениях: для определения…
10.06.2016. Фразеологические средства русского языка
Слова, соединяясь друг с другом, образуют словосочетания. Одни из них свободные, они образуются нами в речи по мере надобности. Каждое слово в них сохраняет самостоятельное значение и выполняет функцию…
10.06.2016. Стилистический разбор
Стилистическая структура современного русского литературного языка отличается богатством средств и гибкостью в передаче человеческой мысли. Среди большого разнообразия речевых контекстов, в которых и образуется…
10.06.2016. Речевые ошибки
Слово – важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную…