Акцентология

АКЦЕНТОЛОГИЯ (лат. accentus – «ударение» и греч. lo,goj – «слово, учение»)

– раздел языкознания, изучающий ударение и связанные с ним явления языка. Акцентология рассматривает ударение с фонологической и морфологической точек зрения. Фонологические аспекты акцентологии включают в себя: 1) определение места ударного слога. Ударение м. б. связанным (фиксированным) или свободным (разноместным); 2) установление фонологического типа ударения. Здесь возможно разграничение по сфере реализации ударения – слогу или море. По этому принципу различаются слогоакцентные (напр. русский, польский) и мороакцентные (напр. древнегреческий) языки. Разграничиваются также моноакцентные и полиакцентные языки. В первых (русский, английский) ударный слог может выделяться только одним способом. Во вторых (балтийские, сербохорватский) маркирование ударного слога возможно несколькими путями; 3) определение фонетич. типа ударения. С этой точки зрения выделяют квантитативное (выделение ударного слога длительностью), динамическое (выделение ударного слога интенсивностью), мелодическое, или музыкальное (выделение высотой тона), ударение. Морфонологические аспекты акцентологии устанавливают: 1) связь ударения с типом морфем или морфологических структур (основ и т.д.); 2) правила изменения ударения при изменении слова в пределах парадигмы (акцентная кривая). Совокупность акцентных кривых составляет акцентные парадигмы. В славянских языках Хр. Станг выделил 3 основных акцентных парадигмы: баритонированую (а), окситонированную (в), подвижную (с). Важнейшим разделом акцентологии является историческая (диахроническая) акцентология. Она позволяет реконструировать системы ударения языков и языковых семей, изучает акцентные изменения, происходящие в различные исторические эпохи. Основы русской акцентологии были заложены А. Х. Востоковым (1831), который дал группировки русских слов по типу ударения. А. А. Потебня вводит в описание русского ударения морфологические критерии. В конце XIX в. Ф. Ф. Фортунатов распространяет закон Ф. де Соссюра, установивший оттяжку ударения в литовском языке, на др. балто-славянские языки (закон Фортунатова – де Соссюра). В XX в. славянская и русская акцентология получила развитие в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ, А. А. Шахматова, Л. Л. Васильева, Л. А. Булаховского. Во второй половине XX в. В. М. Иллич-Свитыч и В. А. Дыбо осуществили наиболее полную реконструкцию славянской акцентной системы. В. В. Колесов создал описание древнерусского ударения, используя показания памятников и русских говоров. Школа исследователей под его руководством исследует акцентные системы русских говоров в диахроническом и синхроническом аспектах.

Литература: Иллич-Свитыч В. М. Именная акцентуация в балтийском и славянском: Судьба акцентуационных парадигм. М., 1963; Редькин В. А. Акцентология современного русского литературного языка. М., 1971; Колесов В. В. История русского ударения. Л., 1972; Потебня А. А. Ударение. Киев, 1973; Дыбо В. А. Славянская акцентология. М., 1981; Зализняк А. А. От праславянской акцентуации к русской. М., 1985; Stang Chr. S. Slavonic accentuation. Oslo, 1957; Garde P. L'accent. Paris, 1968.

Другие записи

10.06.2016. Художественная речь
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ  – одна из функциональных разновидностей книжной речи (см. Функциональные разновидности речи), которая обслуживает область эстетического – особого способа познания мира, отражения…
10.06.2016. Адъективация
АДЪЕКТИВАЦИЯ(от лат. adjectivum – «прилагательное») – переход слов различных частей речи в класс прилагательных без использования специальных словообразовательных аффиксов; ср. неизменяемые слова, утомленный…
10.06.2016. Актуальное членение предложения
АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – коммуникативно-синтаксическое членение предложения на две составные части: 1) т е м у, представляющую собой исходную точку сообщения, и 2) р е м у, выражающую основное…