Модальность

МОДАЛЬНОСТЬ

– выражение отношения говорящего к сообщаемому, которое выражается в речи с помощью особых языковых средств.

Модальность бывает – объективная и субъективная.

Объективная модальность – это оценка отношения сообщаемого к объективной действительности. Содержание высказываемого может мыслиться как реальное или нереальное, возможное или невозможное, необходимое или вероятное, желательное или нежелательное и т.д. Такая модальность выражается грамматическими и лексическими средствами (формы наклонений, модальные слова и частицы, интонация): «Слава – змея. Да не коснется никогда меня ее укус». (В. В. Розанов) – с помощью формы наклонения (в первом предложении – изъявительное, во втором – повелительное) и интонации в первом предложении сообщается о реальном факте, а во втором – о желательном.

Субъективная модальность – это оценка говорящим описываемых фактов (уверенность или неуверенность, согласие или несогласие, положительная или отрицательная оценка). Такая модальность выражается лексическими и грамматическими средствами (оценочная лексика, лексические повторы, модальные слова и частицы, вводные конструкции, междометия, порядок слов, интонация), а также композиционными приемами (см. Композиция): «Он любил литературу, только ее. Самого себя – тоже только во имя ее. Воистину, он свято исполнил заветы, данные самому себе в годы юношества: «не люби, не сочувствуй, сам лишь себя обожай беспредельно» и – «поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно». Это бесцельное искусство было его идолом, в жертву которому он принес несколько живых людей, и, надо это признать, – самого себя. Литература ему представлялась безжалостным божеством, вечно требующим крови. Она для него олицетворялась в учебнике истории литературы. Такому научному кирпичу он способен был поклоняться, как священному камню, олицетворению Митры». (В. Ф. Ходасевич) – в этом тексте один поэт не просто описывает другого поэта, он его оценивает со своей точки зрения; в этом фрагменте много оценочной лексики (свято исполнить заветы, во имя, безжалостное божество, бесцельное искуство, поклоняться, научный кирпич, священный камень), лексических и синтаксических повторов, вводных слов (воистину, надо это признать), в первых двух предложениях субъективная модальность выражается и синтаксическими особенностями (неполнотой и необычным порядком слов).

Невнимательное отношение к языковым и комопзиционным средствам, которые выражают субъективную модальность, могут привести к тому, что в тексте независимо от воли автора появится произвольная оценка описываемых фактов.

Другие записи

10.06.2016. Осложнённое предложение
ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – разновидность односоставных предложений, содержащих спрягаемые формы глагола 1-го или 2-го лица, соотнесенные с конкретными лицами – говорящим и слушающим, но подлежащее материально…
10.06.2016. Художественная речь
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ  – одна из функциональных разновидностей книжной речи (см. Функциональные разновидности речи), которая обслуживает область эстетического – особого способа познания мира, отражения…
10.06.2016. Обращение
ОБРАЩЕНИЕ – наименование лица или – в случае олицетворения – неодушевленного предмета или явления, к которому обращено высказывание; ср.: Петя, что ты завтра делаешь? Петя, возвращайся скорей! Ветер,…
10.06.2016. Односоставное предложение
ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – конструктивно-синтаксический тип предложения, содержащий один независимый главный член; ср.: Тишина; Светает; На улице никого нет. Односоставные предложения противопоставляются…
10.06.2016. Определённо-личное предложение
ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – разновидность односоставных предложений, содержащих спрягаемые формы глагола 1-го или 2-го лица, соотнесенные с конкретными лицами – говорящим и слушающим, но подлежащее…