МОДАЛЬНОСТЬ
– выражение отношения говорящего к сообщаемому, которое выражается в речи с помощью особых языковых средств.
Модальность бывает – объективная и субъективная.
Объективная модальность – это оценка отношения сообщаемого к объективной действительности. Содержание высказываемого может мыслиться как реальное или нереальное, возможное или невозможное, необходимое или вероятное, желательное или нежелательное и т.д. Такая модальность выражается грамматическими и лексическими средствами (формы наклонений, модальные слова и частицы, интонация): «Слава – змея. Да не коснется никогда меня ее укус». (В. В. Розанов) – с помощью формы наклонения (в первом предложении – изъявительное, во втором – повелительное) и интонации в первом предложении сообщается о реальном факте, а во втором – о желательном.
Субъективная модальность – это оценка говорящим описываемых фактов (уверенность или неуверенность, согласие или несогласие, положительная или отрицательная оценка). Такая модальность выражается лексическими и грамматическими средствами (оценочная лексика, лексические повторы, модальные слова и частицы, вводные конструкции, междометия, порядок слов, интонация), а также композиционными приемами (см. Композиция): «Он любил литературу, только ее. Самого себя – тоже только во имя ее. Воистину, он свято исполнил заветы, данные самому себе в годы юношества: «не люби, не сочувствуй, сам лишь себя обожай беспредельно» и – «поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно». Это бесцельное искусство было его идолом, в жертву которому он принес несколько живых людей, и, надо это признать, – самого себя. Литература ему представлялась безжалостным божеством, вечно требующим крови. Она для него олицетворялась в учебнике истории литературы. Такому научному кирпичу он способен был поклоняться, как священному камню, олицетворению Митры». (В. Ф. Ходасевич) – в этом тексте один поэт не просто описывает другого поэта, он его оценивает со своей точки зрения; в этом фрагменте много оценочной лексики (свято исполнить заветы, во имя, безжалостное божество, бесцельное искуство, поклоняться, научный кирпич, священный камень), лексических и синтаксических повторов, вводных слов (воистину, надо это признать), в первых двух предложениях субъективная модальность выражается и синтаксическими особенностями (неполнотой и необычным порядком слов).
Невнимательное отношение к языковым и комопзиционным средствам, которые выражают субъективную модальность, могут привести к тому, что в тексте независимо от воли автора появится произвольная оценка описываемых фактов.