Вводные конструкции

ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

– слова и словосочетания, грамматически не связанные с предложением, не являющиеся его членами и как бы «вклинивающиеся» в его состав: К счастью, все обошлось; По моему, он не прав; Он, конечно,вернется; Итак, все позади. Вводные конструкции разрывают цельную интонацию предложения, они отделяются паузами, произносятся в ускоренном темпе, более низким тоном и с ослабленной ударностью (А. Н. Гвоздев). Для их выделения на письме используются запятые, скобки и тире.

С помощью вводных конструкций передается субъективное отношение говорящего к сообщаемому. Вводные конструкции могут служить для выражения эмоциональной оценки сообщаемого с точки зрения его благоприятности или неблагоприятности: к счастью, к сожалению, на беду; оценки достоверности информации или ее соответствия ожидаемому: безусловно, кажется, конечно, разумеется; указания на источник информации: говорят, по словам Юрия, по мнению автора, по слухам; выполняют метатекстовые функции, конкретизируя смысловые связи данного высказывания с предыдущими или последующими: во-первых, во-вторых, итак, словом, кстати, впрочем, однако; служат для поддержания контакта с собеседником: знаете ли, видите ли, знаешь, признаться; ср.: Я, признаться, этого не ожидал.

Вводные конструкции подразделяются на вводные слова, практически совпадающие по составу с модальными словами при широком понимании последних, и вводные предложения, отличающиеся относительно большей синтаксической самостоятельностью и сближающиеся с придаточными предложениями : как вы знаете, если я не ошибаюсь, как уже было сказано; ср.: Он уехал теперь к Яузскому мосту, где, сказали ему, был Кутузов (Л. Толстой).

К вводным конструкциям близки интонационно выделяемые вставные предложения, которые служате для выражения попутных замечаний, уточнений и поправок к основному содержанию предложения; ср.: Его вторая жена, красавица, умница – вы ее только что видели – вышла за него, когда он был уже стар (А. Чехов); Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Петра (Л.Толстой);

Литература: Руднев А. Г. Синтаксис современного русского языка. М., 1968; Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Часть 2. Синтаксис. М., 1973; А. Вежбицка. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. Лингвистика текста. М., 1978.

Другие записи

10.06.2016. Деепричастие
ДЕЕПРИЧАСТИЕ – неизменяемая форма глагола, которая совмещает в себе признаки и свойства глагола и наречия: рисовать – рисуя, написать – написав. Правильно: Деепричастие образуется от глаголов несовершенного…
10.06.2016. Безличные глаголы
БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ – разряд глаголов, употребляющихся только в качестве главного члена (сказуемого) безличного предложения: смеркается, знобит, неможется, надлежит, недостает. Безличные глаголы имеют…
10.06.2016. Адъективация
АДЪЕКТИВАЦИЯ(от лат. adjectivum – «прилагательное») – переход слов различных частей речи в класс прилагательных без использования специальных словообразовательных аффиксов; ср. неизменяемые слова, утомленный…
10.06.2016. Актуальное членение предложения
АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – коммуникативно-синтаксическое членение предложения на две составные части: 1) т е м у, представляющую собой исходную точку сообщения, и 2) р е м у, выражающую основное…
10.06.2016. Акцентология
АКЦЕНТОЛОГИЯ (лат. accentus – «ударение» и греч. lo,goj – «слово, учение») – раздел языкознания, изучающий ударение и связанные с ним явления языка. Акцентология рассматривает ударение с фонологической…