Семейные и придворные дела.

Необыкновенно быстрые успехи великого князя Ивана III в собирании русских земель сопровождались существенными переменами в  московском придворном быту.  Первая жена Ивана III, тверская княжна Мария Борисовна,  умерла рано, в 1467 г., когда Ивану не  было еще и 30 лет. После нее  у  Ивана  остался  сын  --  князь  Иван  Иванович  "Молодой",  как  его обыкновенно называли. В ту пору уже завязывались сношения Москвы с западными странами.  По  разным причинам,  римский папа был заинтересован  тем,  чтобы установить сношения с Москвой и подчинить ее своему влиянию. От папы и вышло предположение  устроить  брак  молодого   московского  князя  с  племянницей последнего  константино  польского  императора Зоей-Софией  Палеолог.  После взятия   Царьграда  турками  (1453)  брат   убитого  императора  Константина Палеолога,  по имени Фома, бежал с семейством в Италию и  там умер,  оставив детей  на попечение папы. Дети были  воспитаны  в духе Флорентийской унии, и папа имел  основания надеяться, что, выдав Софью  за московского  князя,  он получит  возможность  ввести  унию  в  Москву.  Иван  III согласился  начать сватовство и отправил в Италию послов за невестой. В 1472  г. она приехала в Москву и брак состоялся. Однако надеждам папы не было суждено осуществиться: папский  легат, сопровождавший Софью, не имел никакого успеха в Москве; сама Софья  ничем  не  содействовала  торжеству  унии,  и,  таким  образом,  брак московского князя  не повлек за собой никаких видимых последствий для Европы и католичества  [*Роль Софьи  Палеолог  основательно исследована проф. В. И. Саввою  ("Московские  цари и  Византийские василевсы",  1901).]. Но он  имел некоторые последствия для московского двора.

      Во-первых,  он содействовал  оживлению и укреплению завязавшихся  в  ту эпоху  сношений Москвы с  Западом, с Италией  в особенности. Вместе с Софьей прибыли в Москву  греки  и итальянцы; приезжали  они и впоследствии. Великий князь  держал  их у  себя, как "мастеров",  поручая им  строение  крепостей, церквей и палат, литье пушек, чеканку монеты. Иногда этим мастерам вверялись дипломатические дела, и они ездили в Италию с поручениями от великого князя. Выезжих итальянцев  в  Москве называли  общим  именем "фрязин"  (от  "фряг", "франк");  таким  образом действовали  в  Москве Иван  Фрязин,  Марк Фрязин, Антоний  Фрязин  и  т.  п.   Из  итальянских  мастеров  особой  известностью пользовался  Аристотель   Фиоравенти,   построивший  в   Московском   Кремле знаменитые  Успенский  собор и Грановитую палату.  Вообще трудами итальянцев при Иване  III Кремль был  обстроен и  украшен  заново. Рядом  с "фряжскими" мастерами у Ивана III  работали и немецкие,  хотя в его  пору  они не играли первой роли; выдавались только лекаря-"немчины".  Кроме  мастеров,  в Москве появлялись иноземцы  гости  (например, греческая родня  Софьи)  и  послы  от западноевропейских  государей.  (Между   прочим,   посольство  от   римского императора  предлагало Ивану  III титул короля, от которого Иван отказался). Для приема  гостей и послов  при московском дворе был выработан определенный "чин" (церемониал),  совсем отличный от того чина, который соблюдался прежде при приемах татарских посольств. И вообще порядок придворной жизни при новых обстоятельствах изменился, стал сложнее и церемоннее.

      Во-вторых, появлению в Москве Софьи московские люди приписывали большие перемены  в  характере  Ивана  III и  замешательства в княжеской  семье. Они говорили, что,  как  пришла Софья с греками, так земля замешалася, и  пришли нестроения великие. Великий князь изменил свое обращение с окружающими: стал держать  себя не так просто и доступно, как прежде, требовал знаков внимания к себе,  стал взыскателен и легко опалялся  (налагал немилость) на  бояр. Он стал обнаруживать  новое, непривычно  высокое  представление о своей власти. Женившись  на  греческой  царевне,  он  как  будто  считал  себя  преемником исчезнувших греческих императоров и намекал на это преемство тем, что усвоил себе византийский герб -- двуглавого орла. Словом, после брака с Софьей Иван III проявил большое  властолюбие,  которое потом  испытала на  себе  и  сама великая княгиня. В конце  своей жизни Иван совсем было поссорился с Софьей и отдалил  ее от себя. Ссора  их произошла по вопросу о престолонаследии.  Сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой,  умер в  1490 г., оставив великому князю маленького внука Дмитрия. Но у  великого князя был другой сын от брака с Софьей -- Василий. Кому было наследовать престол московский: внуку Дмитрию или же сыну Василию? Сначала Иван III решил дело в пользу Дмитрия и при этом наложил свою опалу на Софью и Василия. Дмитрия он  при своей жизни венчал на царство  (именно  на царство,  а  не на  великое  княжение).  Но  через  год отношения переменились:  Дмитрий был  отстранен,  а Софья с  Василием  снова вошли в милость. Василий  получил титул великого князя и  стал  соправителем отца.  При этих  переменах терпели придворные  Ивана III: с опалой  на Софью попали в немилость  ее  приближенные,  причем  несколько человек  было  даже казнено смертью; с опалой на Дмитрия  великий князь также воздвиг гонение на некоторых бояр и одного из них казнил.

      Вспоминая  все  то,  что  происходило  при дворе  Ивана  III  после его женитьбы на  Софье, московские люди высказывали осуждение Софье и считали ее влияние  на мужа скорее  вредным, чем  полезным. Ей  они приписывали падение старых обычаев и разные новизны в московском быту, а также и порчу характера ее мужа и сына, ставших  властными и грозными монархами. Не следует, однако, преувеличивать значение  личности  Софьи:  если  бы ее и  вовсе не было  при московском  дворе, все равно московский великий князь сознал бы свою силу  и полновластие, и сношения с Западом все равно завязались бы. К этому вел весь ход московской истории, в силу которого московский великий князь стал единым государем могучей великорусской  народности и соседом нескольких европейских государств.  

 

Другие записи

10.06.2016. Значение эпохи
Преемником Василия Темного был  его  старший  сын  Иван Васильевич. Историки смотрят на него различно. Соловьев  говорит, что только счастливое положение Ивана III после целого ряда умных предшественников…
10.06.2016. Москва -- третий Рим
   Такова   фактическая  сторона   превращения Московского удела  в национальное  великорусское государство. Была и идейная сторона  в  этом  быстром  историческом движении.  Простое  накопление сил…
10.06.2016. Внешняя политика Ивана III
Во  время Ивана III существовали уже  три самостоятельных татарских орды  в  пределах  нынешней России.  Золотая Орда, истощенная усобицами,  доживала свой век. Рядом с ней в XV в. образовалась в Черноморье …
10.06.2016. Великий князь Василий III Иванович
Иван III, по примеру своих предков, составил  завещание,  в  котором поделил  свои владения  между  своими пятью сыновьями. По форме это  завещание было похоже на старые княжеские  душевные грамоты, …