Полевой Николай Алексеевич (1796—1846).
Родился в семье иркутского купца. Образование получил домашнее. При частых посещениях Москвы бывал на лекциях профессоров Московского университета. В 1820 г. переехал в Москву, где сблизился с А. С. Грибоедовым, П. А. Вяземским, А. А. Бестужевым, К. Ф. Рылеевым, Г. С. Батеньковым и др. Как историк заявил о себе в 1819 г. статьей о “Слове о полку Игореве”. Был принят в Московское общество истории и древностей российских. С 1825 г. издавал журнал “Московский телеграф”. Писал художественные произведения на исторические темы — “Симеон Кирдяпа. Русская быль XIV в.”, “Елена Глинская” и др. Выступил с большой статьей об “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина, в которой дал ее критический анализ. Вслед за этим вышел в свет первый том его сочинений по русской истории — “История русского народа” (1829). В 1843 г. была издана “История Петра Великого”, а в 1846 г. — “Обозрение русской истории до единодержавия Петра Великого”. Главным положением концепции Полевого был тезис о единстве исторического процесса во всемирном масштабе. Одним из первых он сравнил историю Европы и Азии, пытаясь понять причины различий в пройденном ими пути. Главную причину он увидел в различии природно-климатических условий. История человечества представлялась ему в виде борьбы Востока и Запада. Она заключалась в попеременном вторжении Азии в Европу и затем “вдвижении ее Европой обратно”. Таким образом. Полевой утверждал в русской исторической науке идеи единства, закономерности, внутренней обусловленности исторического процесса и строил в соответствии с этим свои работы. Одним из первых он писал также о самобытности российской истории и ее истоках. Говоря о роли личности в истории, он выступал против сведения истории к “деяниям отдельных лиц”, впервые поставил вопрос о необходимости их служения народным интересам