Исследования массовой коммуникации


МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ исследования - анализ общения, осуществляемого путем применения средств М. к. (прежде всего прессы, радио, телевидения). Первоначально развивается как часть общесоциол. теории. В кач-ве примера можно назвать анализ М. Вебером прессы как "капиталистического предприятия"; понимание Парком, Кули, У. Липманом М. к. как общения членов массы - возникающей на волне индустриализации и урбанизации "коллективной группировки", объект интересов членов к-рой лежит вне широкого разнообразия локальных групп и культур, к к-рым они принадлежат [I]. М. к. изображается как общение индивидов в пределах большого города, страны или даже мира в целом, когда они оказываются вырваны из привычных условий взаимодействия и действуют независимо от социальных ролей, определяемых их положением в об-ве. Начиная с 20-х гг. теории М. к. начинают испытывать все большее влияние эмпирических исследований. В условиях борьбы за массовые аудитории точное знание их реакции на сообщения средств М. к. оказывается необходимым орудием торговой и политической конкуренции, что выражается в широком распространении прикладных исследований, с позиций к-рых строится и теория М. к.

Наиболее известный теоретический подход к М. к., соотв. эмпирически очевидному пониманию ее природы, отражен в предложенной в 1948 г. формулировке Лассуэлла, где определение М. к. становится ясным по мере ответа на вопросы "КТО говорит - ЧТО сообщает - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?" [2]. В соответствии с этой формулировкой, ставшей схемой для построения учебных курсов и хрестоматий по М. к., изучается коммуникатор (инстанция, организующая и контролирующая М. к.), сообщения М. к. (контент-анализ), средства М. к., аудитория (ее количественно описываемые социальные и социально-психологические характеристики), рез-ты М. к. (изменение сознания аудитории). Новый этап в развитии теории М. к. связан с осознанием того, что представления, согласно к-рым влияние средств М. к. определяется их прямым воздействием на аудиторию, носят упрощенный характер. В 1940 г. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ было установлено наличие "двуступенчатого потока коммуникации". Это означает, что идеи часто распространяются от средств М. к. к "лидерам мнения", в большинстве своем неформальным, а от них - к их менее активным последователям. Выявление роли межличностного взаимодействия в распространении М. к. получило название "повторное открытие первичной группы" (понятие "первичная группа" ввел Кули еще в 1909 г.). В русле выявления зависимости М. к. от более широкого социального окружения развиваются теории "диффузии инноваций", "обратной связи" от аудитории к коммуникатору (схема Дж. Райли, Ф. Балль). Активно изучаются социальные функции М. к. Существующие концепции места и роли М. к. в об-ве многовариантны. Одни из них рассматривают М. к. как выражение концентрации политической власти при капитализме (Миллс), другие - как способ обеспечения духовного контроля (Лазарсфельд, Мертон), третьи - как решающую сферу борьбы империализма за обеспечение своего духовного господства в совр. мире (X. Шиллер). Особое место среди них занимают теории Маклуэна и А. Моля, рассматривающие М. к. и создаваемую ими культуру как новый этап социального общения.Лит.: 1) Blumer H. The mass, the public and public opinion/ /Berelson В., Janowitz М. Reader in public opinion and communication. N. Y., 1950. 2) Lasswell H. The structure and fuction of communication in society//So/iramm W. Mass communications. Urbana, Illinoes, 1960. 3) Sociology of mass communications/McQuai! D. L., 1976. 4) Balle F. Medias et societe. P., 1980.

Другие записи

10.06.2016. Менеджмент
МЕНЕДЖМЕНТ (от англ. management - управление) - многозначный термин, обозначающий: (1) социальный и экономический ин-т, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики совр.…
10.06.2016. Ментальность, менталитет
МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ (от лат - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, к-рая создает картину…
10.06.2016. Меритократия
МЕРИТОКРАТИЯ (от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть), букв.-власть, основанная на заслугах. Термин введен в употребление англ. социологом М. Янгом в противоположность понятиям "аристократия"…
10.06.2016. Социальная мифология
МИФОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - специфический феномен идеологической практики 19-20 вв.; особый тип духовной деятельности по созданию и распространению политических мифов. В идеологии нового и новейшего времени…
10.06.2016. Концепция многоступенчатого потока информации
МНОГОСТУПЕНЧАТОГО ПОТОКА ИНФОРМАЦИИ концепция - один из фрагментов теории массовой коммуникации, описывающий распространение информации внутри группы. В середине 50-х гг. амер. социологи Лазарсфельд и…