25 июля в российских вузах заканчивается прием документов.
Но творческие вузы уже отстрелялись. Все ли абитуриенты успели прислать свидетельства
с результатами ЕГЭ и с каким баллом нынче берут в артисты? Об этом корреспондент
"РГ" беседует с ректором ВГИКа Владимиром Малышевым.
- Владимир Сергеевич, уже разглядели будущих кинозвезд
среди абитуриентов?
- Я лично
- нет. Я обязан соблюдать полнейший нейтралитет. А разглядывают будущих звезд мастера
на творческих экзаменах. Нас пугали, что в этом году из-за плохой демографической
ситуации в школах будет на 40 процентов выпускников меньше, чем в прошлые годы.
Слава богу, ВГИК этого не заметил. Подано 3500 заявлений на 215 бюджетных мест.
На всех факультетах будет приличный конкурс, традиционно самый высокий - на актерском:
человек 100 на место. На режиссуру тоже много желающих. Режиссер Владимир Хотиненко
набирает курс. У него 10 бюджетных мест, а заявлений - 380. Группы набирают режиссеры
Карен Шахназаров и Владимир Меньшов - к ним тоже большой конкурс. Меньшов, например,
на предварительном просмотре актеров уже отобрал, из тысячи оставил 63 человека,
на режиссуру к нему - примерно 200 человек.
- ЕГЭ у этих счастливчиков сдан?
- Да. 520 абитуриентов сдавали
ЕГЭ во второй волне, в июле, - это выпускники прошлых лет. Для нас это тяжелое испытание.
Во-первых, обидно терять талантливых ребят, которые не справились с ЕГЭ: школу-то
они закончили несколько лет назад. А во-вторых, время проведения ЕГЭ и творческих
туров у нас совпадало. Это большая нагрузка на абитуриентов и педагогов.
- С какими результатами ЕГЭ пришли
во ВГИК выпускники этого года?
- С разными. Есть и стобалльники,
и призеры олимпиад. Есть и те, у кого баллы - на грани предельного порога. Им будет
трудно, ведь во ВГИКе по некоторым специальностям порог выше, чем тот, что установлен
минобрнауки. Например, на специальность "драматургия" по литературе -
41 балл вместо 30. На специальность "менеджмент" по математике - 41 балл,
хотя нижний порог установлен в 20.
- В этом году документы можно было
отправить по почте. Все успели?
- Не все. Экспресс-почта доставляет
бумаги за день, но за услуги надо платить. Обычная - как получится. К началу творческих
испытаний, после 5 июля, были звонки в приемную комиссию от тех, чьи документы застряли
в пути.
- В связи с ЕГЭ заметно возросла роль
творческих испытаний, ведь для троечника высокая оценка на отборочных турах - единственная
возможность стать студентом. Интересно, как мастера оценивают абитуриентов, тоже
по стобалльной системе?
- Да, а как иначе? Я надеюсь,
что наши педагоги сумеют найти таланты и оценить их. Хотя считаю, что если ребята
дошли до отборочного тура, они уже талантливы. И выбирать из них пятую часть - все
равно что резать по живому.
- На "совете экспертов"
в "Российской газете", где обсуждались проблемы творческих вузов, вы предложили
минкульту и минобрнауки сделать второе высшее образование бесплатным хотя бы для
режиссерского факультета. Получилось?
- Пока не все. Сейчас впервые набирает мастерскую
Карен Шахназаров. Он сразу поставил условие: мне нужны ребята с высшим образованием,
пусть их будет немного, но это будут уже состоявшиеся, более серьезные люди, чем
выпускники школ. Мы объявили набор, к Шахназарову записалось 122 человека. Это несмотря
на финансовый кризис, демографическую яму и прочее. Режиссерское образование очень
востребовано, но не у всех есть возможность за него платить. И главное, нельзя приравнивать
режиссуру к получению любого другого второго высшего образования.
Учиться на режиссерском факультете без определенного жизненного опыта, знаний невозможно.
Министр культуры Александр Алексеевич Авдеев пошел навстречу. Какое-то количество
средств на второе высшее образование творческие вузы получат в виде грантов. Мы
надеемся, что от 5 до 10 на каждый вуз. Это по одному человеку в группе. Нам, может,
для ВГИКа понадобилось бы всего 20 мест. Неужели для государства это такая уж дичайшая
нагрузка? Мы и дальше будем добиваться того, чтобы обучение режиссуре для людей
с высшим образованием стало бесплатным. Но пока что я не вижу ничего, кроме беспомощности
тех структур, от которых зависит решение вопроса, включая законодательную и исполнительную
власти.
- Как ВГИК вписывается в систему "бакалавриат-специалитет-магистратура"?
- В
этом году с большим трудом отстояли для всех специалитет. Опять же - с поддержкой
министра культуры. Заставят перейти на бакалавриат и магистратуру - будем приспосабливаться.
Мы же государственный вуз. Но меня всегда удивляет одно - если система хорошо работает
десятки лет, то для чего ее ломать и подстраивать под общемировые нормы?
На словах вроде бы забота о молодежи: получил бакалавра и можешь ехать по всему
миру или в Европу учиться дальше. Но у наших ребят на учебу в России денег нет,
куда уж им за границу? Убежден, что режиссер, отучившись на бакалавра, не придет
к нам в магистратуру. Как только он попадет в большое кино, там и будет доучиваться.
- Но ведь в зарубежных вузах есть
деление на бакалавриат и магистратуру!
- Да. Существует мировое объединение
киновузов "Селект". ВГИК тоже туда входит, и на встречах зарубежные коллеги
нам открыто говорят: не торопитесь, проблем с переходом достаточно много. Я даже
не представляю себе, как мы разделим актеров на бакалавров и магистров? А как будет
в балете? Партию Отелло танцует бакалавр Василенко, партию Жизель - магистерша Иванова?