Цена невежества: неэффективные школы стоят экономике США триллионы долларов

Казалось бы, хорошие школы организовать так просто. Вовсе нет - будь вы хоть лидером свободного мира, споткнуться можно на самых элементарных шагах. Компания McKinsey подсчитала, что плохое среднее образование куда опаснее, чем даже нынешняя рецессия. Если бы власти США взялись за коренную реформу образования, они смогли бы в перспективе повысить свой ВВП на 30%, увеличив предложение и потенциал квалифицированной рабочей силы.

Претензии к качеству школьного образования кажутся странными, особенно если вспомнить о высокой репутации американских университетов. Получается, в школах готовят лишь «сырье», да и то не слишком годное, а серьезно занимаются учениками только в вузах. Но дело в том, что средние школы в США не рассматриваются как социальный «лифт», результаты обучения в них четко отражают социальное расслоение. Тот, кто может себе позволить хорошее образование, и в школе добьется большего. А школьникам из бедных и маргинальных слоев прорыв сделать трудно. Но в McKinsey, несмотря ни на что, верят в светлое будущее.

ГРУППА ОТСТАЮЩИХ

Реформа среднего образования давно уже стала головной болью для американского правительства. В 1983 г. было проведено исследование «Нация под угрозой», показавшее, что ученики из США серьезно отстают по уровню знаний от сверстников из других стран. В школах начались преобразования. Создали управляющие советы с участием родителей, учителей, бизнесменов и других заинтересованных сторон. Туда, правда, попадали, в основном, работники образования и спонсоры.

Средний результат PISA по математике, 2006 г.

Средний результат PISA по математике, 2006 г.

ИСТОЧНИК: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ

 

Средний результат PISA по естественным наукам, 2006 г.

Средний результат PISA по естественным наукам, 2006 г.

ИСТОЧНИК: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ

 

Суммарные расходы стран на 1 балл PISA-теста по математике (в расчете на одного студента), 2003 г.

Суммарные расходы стран на 1 балл PISA-теста по математике (в расчете на одного студента), 2003 г.

ИСТОЧНИК: ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ.

В 1990-е гг. президент Клинтон объявил, что в развитие школ и «человеческого капитала» вообще надо серьезно инвестировать. Одной из новаций стали так называемые чартерные школы. Они получали больше свободы в распоряжении бюджетными средствами, и предполагалось, что это позволит поднять уровень преподавания. Они вправе выбирать «уклон» образования, а также более гибко распределять время на занятия с каждым учеником. Сейчас в «чартерных» школах учатся 1,4 млн человек в 40 штатах. Но лишь 17% учащихся показывают результаты лучше, чем их сверстники в обычных школах.

В целом, результаты американских школьников - ниже среднего. В Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2006 г. США занимали 25-е из 30 мест среди стран - членов ОЭСР по математике и 21-е из 30 - по естественным наукам. Результаты школьников из США примерно на уровне Словакии или Португалии, они сильно отстают от, скажем, австралийских, канадских и южнокорейских учеников. Если бы Штаты подняли знания учеников до уровня Финляндии и Южной Кореи, то, как подсчитали в McKinsey, ВВП США в 2008 г. был бы больше на $1,3-2,3 трлн.

ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

И не сказать чтобы в Штатах был дефицит средств на образование. С 1995 по 2004 гг. расходы на начальное и среднее образование в стране выросли с $247 до 440 млрд, а к 2009 г. - до $600 млрд. В 2004 г. США тратили на 27% больше в расчете на одного ученика, чем Япония, на 80% - чем Великобритания и на 122% - больше, чем Южная Корея. Но средства эти тратятся, если судить по тестам, не слишком эффективно. И это усугубляется территориальным расслоением. Качество образования в государственных школах может отличаться в разы даже внутри одного города. Бюджеты школ почти наполовину (на 44%) финансируются муниципальными округами, а их главный источник дохода - налог на недвижимость. Чем богаче люди (и дороже дома) в районе, тем больше денег поступает в школьный бюджет.

В 2002 году стартовала новая реформа «Ни одного отстающего ребенка», нацеленная на то, чтобы каждый ученик мог получить качественное образование независимо от места жительства и социального статуса. В частности, ввели образовательные ваучеры, которые позволяли родителям переводить детей из неблагополучных школ в частные. Правда, денег давали мало, порядка $4000, к тому же, частные школы испугались контроля государства, а налогоплательщикам пришлась не по душе идея их содержать.

Так что школы в неблагополучных районах обречены на менее профессиональных учителей. И, в основном, там учатся «цветные» дети: здесь обучается 34% школьников латиноамериканского происхождения, 32% - афроамериканского и лишь 4% белых учеников. В среднем, дети приезжих на два-три года отстают по образованию от своих белых одноклассников. И цена для экономики велика: как рассчитали консультанты McKinsey, сокращение разрыва в успеваемости между учениками из разных социальных слоев позволило бы увеличить ВВП США на $400-670 млрд. А если ликвидировать отставание «цветных» школьников от белых - то еще на $310-525 млрд.

РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА

Некоторые эксперты предлагают Штатам обратить внимание на европейский опыт. Например, в Финляндии работает система всеобщего бесплатного образования с едиными стандартами качества по всей стране. Запрещены спецшколы для одаренных учеников - они провоцируют социальное неравенство. И с каждым ребенком система образования предписывает возиться столько, сколько потребуется ему индивидуально. С точки зрения PISA это очень эффективно: по тестам финские школьники в числе лидеров.

Но в Штатах сделать это трудно. Мало того что страна огромная, так еще и система образования сильно децентрализована. Это тоже, в некотором роде, элемент демократии: он позволяет приспособиться к локальным запросам, настроениям родителей и местных властей. Однако во время реформы 2002 г., когда в школах ввели ежегодные тесты, оказалось, что одним демократизмом дело не ограничивается. Знания школьников трудно сопоставить; например, дети в округе Колумбия изучают математику совсем по-другому, чем в штате Вирджиния.

С другой стороны, американская система больше, чем образование в европейских странах, нацелена на обучение командной работе, лидерским навыкам, стимулирует индивидуальный выбор: чему, когда и как учиться. И провал в тестах понятен: такие навыки формальным способом не проверишь, но в жизни они важны не меньше, а то и больше, чем знания по физике или умение решать математические задачки. А в McKinsey, несмотря на все мрачные оценки, считают, что постепенно школы удастся вытянуть со дна. У Штатов полно опыта в том, как сгладить общественные разрывы и включить в экономику непривилегированные группы. То есть запрягают медленно, а едут быстро.

 

Наталья Ямницкая Slon.ru

Другие записи

12.08.2016. Эксперты изучили цены на обучение в московских вузах
Эксперты Независимого агентства «РейтОР» в помощь абитуриенту проанализировали цены в 68 вузах Москвы: 51 государственном и 17 частных. Что почем? Итак, по-прежнему особой популярностью у абитуриентов…
12.08.2016. Чиновники и эксперты анализируют причины неудач при сдаче ЕГЭ
Порадоваться вместе с бывшими одноклассниками выпускному балу в этом году не смогут около 19 тыс. российских школьников. Именно столько учеников, по данным за основные дни сдачи ЕГЭ и без учета апелляций,…
12.08.2016. Набор в вузы в этом году будет одним из самых сложных - эксперт
Набор в российские учебные заведения всех профессиональных уровней подготовки в 2009 году будет одним из самых сложных за последние годы, считает председатель Совета ректоров Новосибирской области, ректор Новосибирского…
12.08.2016. Сильные и дорогие или слабые и дешевые
Эксперты советуют выбирать вуз по любви, а не по необходимости. Высшая школа экономики дала подсказки, какие вузы стоит выбирать. В условиях, когда родители накоплений на учебу больше не имеют и платить…
12.08.2016. Как подать заявление на ЕГЭ в июле
В соответствии с Приказом о внесении изменений в расписание проведения единого государственного экзамена, расширен перечень категорий граждан, которые могут сдавать ЕГЭ в июле.В него теперь входят: закончившие…