Действительно ли система высшего образования похожа на струнный
квартет? Именно такой тезис выдвинули в 1966 году экономисты Уильям
Бауэн, позже ставший президентом Принстонского университета, и Уильям
Бомол. В своей основополагающей работе Бауэн и Бомол использовали эту
аналогию, чтобы показать, почему университеты не могут с легкостью
повысить производительность.
Если вы хотите правильно исполнить струнный квартет, отмечали
экономисты, то не сможете сделать это без виолончелиста, или дать
больше концертов, играя быстрее. Но это было раньше - до того как
MP3-плееры и iPod'ы продемонстрировали, насколько свободно может литься
музыка.
«Интернет вторгается в любую отрасль, основной продукт которой
можно перевести в нули и единицы», - говорит Хосе Феррейра, основатель
и гендиректор образовательного стартапа Knewton. Образование «в этом
смысле - самое большое непаханое поле», добавляет он. Феррейра - один
из архитекторов «обучения 2.0», которые готовы вспахать эту целину.
Они впервые заявили о себе в 2001 году, когда Массачусетский
технологический институт (MIT) решил бесплатно выложить в Интернете
свои учебно-методические материалы. Сегодня вы можете найти полную
программу, конспекты лекций, упражнения, тесты, а также аудио- и
видеоматериалы к любому курсу MIT, от физики до истории искусств. Этим
бесценным ресурсом уже воспользовались 56 миллионов нынешних и будущих
студентов, выпускников, профессоров и теоретиков-энтузиастов со всего
мира. «Появление Интернета позволяет распространять качественные
материалы практически бесплатно, уравнивая всех в возможностях, -
говорит Кэти Кэссерли, старший партнер Фонда Карнеги по содействию
прогрессу в преподавании, которая, еще работая в Фонде Флоры и Уильяма
Хьюлетт, занималась финансированием проекта MIT. - Мы меняем культуру
восприятия знаний, отношение к тому, как их нужно распространять и кому
они принадлежат».
Однако полное высшее образование остается все тем же струнным
квартетом. Учебные материалы MIT могут быть бесплатными, но диплом MIT
до сих пор стоит более $189 000. Плата за обучение в вузах с 1990 года
выросла больше, чем стоимость любой другой услуги или товара, а
задолженность американских студентов и выпускников по образовательным
кредитам достигла неслыханных размеров - $714 млрд. Некогда самая
образованная в мире страна, Америка сейчас занимает лишь 10-е место по
числу молодых людей, получивших высшее образование. «Колледжи стали
возмутительно дорогими, но, несмотря на это, многие до сих пор не хотят
признавать возможности новых технологий», - говорит Джим Грум,
специалист по образовательным технологиям в Университете Мэри Вашингтон
в Вирджинии.
Его призывы разрушить традиционную систему высшего образования
получили широкую известность в блогосфере. Описывая набирающее обороты
движение за самостоятельное высокотехнологичное обучение, Грум, заядлый
курильщик с вечной пятидневной щетиной, придумал термин edupunk - панк
от образования. Эта идеология, пишет он мне по электронной почте,
появилась на фоне «абсолютной безответственности и летаргии
образовательных учреждений, и тех средств, с помощью которых эти
учреждения наживаются на собственной миссии, подрывая ее».
Движение «панков от образования» набирает обороты. Над новыми
экспериментами и бизнес-моделями работают предприниматели, профессора и
студенты - как в увитых плющом стенах Гарварда, так и в стартапах,
существующих за счет венчурного финансирования. Нужен курс, построенный
в форме ролевой игры? Степень бакалавра от аккредитованного вуза всего
за несколько тысяч долларов? Бесплатный вики-университет, использующий
технологии peer-to-peer? Сегодня все это доступно и может быть лишь
началом полной перестройки образования.
Идеологи «образования 2.0» предсказывают, что традиционные
университеты, предпочитающие работать по принципу струнного квартета,
останутся в прошлом вместе с газетами и музыкальными магазинами. «Если
университеты не найдут в себе сил для инноваций и не будут
приспосабливаться к изменениям в окружающем мире, к 2020 году они
перестанут что-либо значить», - пишет профессор Дэвид Уайли из
Университета Бригама Янга.
Уайли начал экспериментировать с открытыми образовательными
ресурсами и инструментами еще на заре развития Интернета. Будучи
студентом младших курсов, он работал вебмастером в своей альма-матер -
небольшом Университете Маршалла в Западной Вирджинии, который не
располагал особыми средствами. «Я делал для сайта калькулятор на
JavaScript, и вдруг меня осенило, что этим калькулятором, в отличие от
настоящего, который был у нас в начальной школе, могут одновременно
пользоваться 100 000 человек, - говорит Уайли. - Материалы, которые вы
выкладываете в интернете, отличаются от обычных именно этим: вы можете
один раз заплатить за их создание, и ими могут воспользоваться сколько
угодно людей. Это казалось необычайно захватывающим, и я понял, что над
этим стоит работать всю жизнь».
В 1998 году, поступив в Университет Бригама Янга на программу PhD
в области психологии и технологий обучения, Уайли узнал о программах с
открытым исходным кодом и операционных системах вроде Linux, которые
создаются коллективно и распространяются бесплатно. «И я сказал: «О, да
это как раз то, что необходимо сделать с учебными материалами. Назовем
это открытым контентом».
Сегодня с «открытым контентом» связаны основные инновации в
области высшего образования. Начинание MIT поддержали более 200
институтов из 32 стран - все они выложили свои курсы на портале
OpenCourseWare Consortium. Однако, отмечает Уайли, многие до сих пор
относятся к этим ресурсам как к дополнительным материалам для
выполнения домашних заданий, и до превращения многочисленных подкастов
и видеороликов YouTube в общепризнанную аккредитованную систему курсов,
пройдя которые можно получить диплом, пока далеко.
«Почему мой ребенок не может изучать робототехнику в Университете
Карнеги-Меллон, линейную алгебру в Массачусетском технологическом
институте и право в Стэнфорде? И почему мы не можем объединить таким
образом 130 курсов и выдавать диплом? - спрашивает Уайли. - Все эти
инновации еще ждут своего часа. Создание базы бесплатных учебных
материалов - это лишь первый шаг в куда более продолжительной игре,
которая полностью изменит наше представление о высшем образовании».
Чтобы дойти до эндшпиля, Уайли использует различные тактики. Он -
один из основателей бесплатной некоммерческой онлайн-школы, в которой
учащиеся из Юты могут получить аттестат, не выходя из дома, - все
необходимые материалы есть в интернете в открытом доступе. Уайли -
директор по «открытым технологиям» в коммерческом стартапе Flat World
Knowledge, который платит профессорам за подготовку учебников, -
студенты могут бесплатно читать их в сети, скачать за $19,95, либо
заказать распечатку за $29,95. (Весной Flat World привлек венчурное
финансирование в объеме $8 млн).
Кроме того, Уайли бесплатно предлагает любому желающему пять своих
онлайн-курсов; он тратит время на проверку заданий студентов, не
поступивших в традиционные учебные заведения, и выдает им заверенное
подписью свидетельство об окончании курса. Последний курс Уайли
проходил в форме ролевой игры, в ходе которой студентов поделили на
«гильдии», которые должны были выполнять различные задания, - учебное
сообщество вдохновилось примером сетевых геймеров. «Если бы вы не
нуждались в общении с другими людьми и в том, чтобы кто-то ответил на
ваши вопросы, библиотека никогда бы не превратилась в университет, -
говорит Уайли. - Все мы понимаем, что сами материалы - это только
первый шаг».
«Самостоятельно освоить доступные в сети учебные материалы
нелегко», - соглашается Ниру Пахария, обучающаяся на программе PhD в
Гарвардской школе бизнеса. В рамках своего проекта Peer2Peer University
она хочет создать социальную сеть, которая упростит образовательный
процесс. Дочь инженеров из Силиконовой долины, выходцев из Индии,
Пахария раньше работала консультантом в McKinsey и была одной из первых
сотрудниц в Creative Commons, некоммерческой организации, которая
занимается разработкой лицензий для бесплатного обмена информацией и
технологиями без бюрократических препон, связанных с авторскими
правами. В 2005 году она запустила проект AcaWiki - базу бесплатных
аннотаций научных работ.
Теперь Пахария хочет заняться «всеми остальными вещами, которые
делает для вас университет: он указывает вам четкий путь от А до Б,
обеспечивает доступ к социальной инфраструктуре, состоящей из
преподавателей и других студентов, и диплом, который удостоверяет ваше
обучение. Поэтому возникает вопрос - можно ли сделать (в сети) что-то
подобное?»
В прошлом году на конференции в Хорватии Пахария встретила Яна
Филиппа Шмидта, немецкого программиста, работавшего над созданием
открытых учебных материалов в Южной Африке. Вместе с выходцами из
Канады и Австралии они создали сеть Peer2Peer University, которая стала
одним из самых обсуждаемых проектов в области открытого образования. С
помощью этого вебсайта потенциальные студенты могут организовывать
занятия и согласовывать расписание, общаться и подтягивать друг друга
по различным предметам; на каждом курсе за процессом следит
доброволец-координатор. Создатели Peer2Peer получили грант в размере
$70 000 от Фонда Хьюлетт на создание 10 пилотных курсов, темы которых
варьируются от бихевиористской экономики до визуализации Википедии - в
сети достаточно желающих изучать эти предметы.
Преодолеть разрыв между публикацией бесплатных материалов и
настоящим недорогим образованием пытается не только Peer2Peer.
Онлайн-универсистет University of the People, основанный Шаем Решефом,
который раньше работал в сфере платного образования, в этом году провел
первый набор студентов - 300 учащихся из почти 100 стран. Вузу еще
предстоит получить аккредитацию, после чего он планирует готовить
бакалавров в области бизнеса и информатики. Методические материалы
будут выложены в открытом доступе, а обучать студентов будут
преподаватели-волонтеры. Стоимость полной четырехлетней программы
составит около $4 000.
У Ричарда Ладлоу, 23-летнего выпускника Йельского университета,
есть свое представление о рабочей бизнес-модели открытого
образовательного ресурса. Его коммерческий стартап, Academic Earth,
представляет собой веб-сайт, объединяющий видеолекции и другие
академические материалы из разных источников. Еще студентом, стремясь
разобраться в сложном разделе линейной алгебры, он искал дополнительную
информацию и случайно наткнулся на учебные материалы MIT. Ладлоу понял,
что существуют отличные образовательные ресурсы, о которых большинство
его однокурсников не имеют понятия.
«Мне пришло в голову, во-первых, объединить огромную массу
материалов, разбросанных по различным сайтам; во-вторых, использовать
лучшие методы разработки пользовательского интерфейса и передовые
веб-стандарты, чтобы сделать с учебными материалами то же, что сайт
Hulu сделал (с телевизионными программами); и, в-третьих, выстроить
вокруг самих материалов образовательную экосистему», - объясняет
Ладлоу. «Показывать видеоролики - это одно, но если разработать
правильные интерактивные инструменты и хорошую систему комментариев,
можно действительно создать добавленную ценность».
Сравнение с Hulu примечательно. Если посмотреть на различные сферы
культуры, отступающие под натиском интернета, видно, что трансформация
происходит неравномерно: газеты сдают позиции раньше, чем телевидение,
музыка раньше, чем книги. Многие считают, что Hulu.com, появившийся
полтора года назад, стал первым вебсайтом, доказывающим, что привычное
массовое телевидение рано или поздно переместится в интернет. Успех
Hulu объясняется привлекательным дизайном, простотой использования и
жизнеспособной бизнес-моделью: проект изначально финансировали
рекламодатели, а вскоре появились и подписчики.
«Мы договариваемся о разделе доходов со многими университетами, -
говорит Ладлоу. - Большинство этих материалов предназначены для
некоммерческого распространения, однако сейчас, когда эндаумент-фонды
сокращаются, университетам приходится более избирательно подходить к
проектам, которые они финансируют. Мы пытаемся придать этому
устойчивость, генерируя прибыль и следя за тем, чтобы материалы
соответствовали бренду университета».
Использование технологий для распространения знаний привело к
появлению открытых образовательных ресурсов, благодаря системам
Peer2Peer стали реальностью социальные сети для студентов и
преподавателей, а Боб Менденхолл, президент онлайн-университета Western
Governors University, гордится нововведениями своего вуза, которые
связаны с третьим, самым сложным аспектом учебного процесса -
аккредитацией и оценкой знаний.
WGU был учрежден в конце 1990-х, когда губернаторы 19 западных
штатов решили воспользоваться возможностями входившего в моду интернета
и создать дистанционный университет, чтобы образование стало более
доступным для сельских жителей региона. Сегодня это - настоящий
онлайн-университет с 12 000 студентов из всех 50 штатов. Это частное
некоммерческое учреждение, как и Гарвард; госвложения ограничились
стартовыми $100 000 от каждого штата, участвовавшего в создании WGU.
Единственным источником доходов университета является плата студентов
за образование: $2 890 за полугодовой семестр.
«Мы решили: «Давайте создадим университет, который будет оценивать
фактический уровень образования, - говорит Менденхолл. - У нас нет
обязательной программы-минимум, нет оценок. У нас есть серия тестов,
которые позволяют оценить компетентность, и на основании их результатов
мы выдаем диплом».
WGU начал с формирования общенационального экспертного совета
работодателей, в состав которого вошли Google и Tenet Healthcare. «Мы
спросили их: «Есть ли что-то такое, чего не умеют выпускники, которых
вы нанимаете, а вы бы хотели, чтобы они умели? После этого вопроса ни
разу не возникало паузы». Затем были разработаны тесты, позволявшие
оценить навыки студентов в каждой из областей. Менденхолл вспоминает
учащегося, который 15 лет работал в сфере IT без всякого диплома; не
проходя сам курс, он за полгода выполнил все тесты и получил степень
бакалавра.
Тем не менее, большинство студентов, двигаясь удобными для себя
темпами, проходят программу целиком с помощью электронных учебных
модулей, аудиозаписей и конспектов лекций, проектов и тестов. На каждые
80 студентов приходится по одному куратору - преподавателю со степенью
PhD по соответствующим дисциплинам. Тесты, в которых необходимо выбрать
правильный вариант ответа, обрабатывает компьютер, а эссе проверяет и
принимает устные экзамены специальная комиссия. WGU использует интернет
для того, чтобы разделить различные образовательные роли: поставщика
информации, помощника-вдохновителя и аттестующего. Университет проводит
регулярные опросы среди выпускников и работодателей, чтобы понять,
каких навыков не хватает учащимся, и с учетом этого совершенствовать
свои программы.
Менденхолла раздражает, когда кто-либо говорит, что то, что он
делает с образованием и технологиями, не будет работать. «Технологии
повлияли на производительность труда во всех отраслях, кроме
образования, - говорит он. - Мы просто пытаемся показать, что они могут
сделать то же самое и в сфере образования, - если вы измените сам
подход к обучению, а не просто усовершенствуете технологии».
В крупном масштабе открытые образовательные ресурсы пока
поддерживает едва ли не единственный спонсор - Фонд Хьюлетт, выдавший
гранты в объеме $68 миллионов на осуществление соответствующих проектов
в Университете Беркли, Карнеги-Меллон, Массачусетском технологическом
институте, Университете Райса, Стэнфорде и Университете имени Тафтса.
Сейчас финансирование со стороны фондов сократилось, зато появляются
новые источники средств. Президент Барак Обама выделил $100 млрд на
развитие различных форм образования. Кроме того, стартапы, такие как
Flat World и Knewton, привлекают венчурный капитал.
Трансформация образования может произойти быстрее, чем мы думаем.
От дефицита знаний мы пришли к невообразимому доселе обилию информации.
Вполне естественно, если благодаря новым, стремительно развивающимся
технологиям возникнут новые сообщества ученых, как внутри, так и вне
существующих институтов. Принцип струнного квартета в сфере образования
больше не работает. Университеты будущего не за горами.