Сегодня в один и то же час во всех европейских столицах презентовали результаты международного исследования компетенций взрослого населения – PIAAC. Россия участвует в нем впервые, хотя само исследование регулярно проводится уже 20 лет. Наши граждане показали результат выше среднего, заняв 8-е место по грамотности чтения и 13-е – по математической грамотности среди 24 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Отстали мы только во владении информационными технологиями – высокий уровень компетентности в этом разделе показали лишь 25,9% взрослых. Больше 48,5% россиян совсем не владеют навыками решения задач с помощью цифровых технологий. Конечно, это более старшие возрастные группы, особенно так называемый «серебряный возраст», потенциал которого все еще велик.
– Мы все дольше живем и все более активны не только на этапе получения первой профессии, – прокомментировала эти данные директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобразнауки РФ Наталия Золотарева. – В «серебряном возрасте» можно заниматься именно тем, о чем мечтал всю жизнь, и система непрерывного образования взрослых может дать людям эти возможности.
В ходе PIAAC исследователи оценивали не просто знания, а функциональные навыки, то есть способность людей использовать знания в повседневной жизни. С помощью компьютеров 157 тысяч человек от 16 до 65 лет в странах-участницах получали задания и отвечали на вопросы. Россиян среди них было 5000 из 94 населенных пунктов 25 регионов.
Среди простых заданий были, например, такие: «В магазине вы увидели объявление «Бананы со скидкой 50%, цена 20 рублей». Какой была первоначальная цена бананов?» В более сложных заданиях предстояло высчитать общий процент по кредиту, который предлагает вам банк и т.п.
То, что женщины по всем видам заданий опередили мужчин, для исследователей не оказалось сюрпризом – в предыдущих исследованиях эта закономерность уже просматривалась. А вот то, что россияне оказались слабее в использовании информационных технологий, ожиданий не оправдало. Причины исследователи увидели даже не в возрастных различиях, а в культурно-исторических условиях, в которых жили разные люди. Сюрпризом также оказались «провалы» в грамотности возрастной группы 30–34 года.
– Одной из возможных причин могли быть реформы нашего образования середины 90-х годов, когда эти люди учились в средней школе, – предположил национальный координатор PIAAC в России Олег Подольский. – Но в любом случае все выявленные закономерности требуют более тонкого анализа.
– В начальной школе наши дети лидируют в читательской грамотности, – комментирует данные исследования руководитель центра оценки качества образования РАО Галина Ковалева. – Это показывает аналогичное международное исследование грамотности школьников PIZA. Однако через пять лет наши дети скатываются на 40 место. Это говорит о том, что наша школа, к сожалению, ориентирована на предметные знания, а не на базовые компетенции, и ее нужно серьезно реформировать.
Итак, по грамотности чтения россияне показали результат выше среднего – 275 баллов против 273. Самые высокие позиции заняла Япония (296 баллов), Финляндия (288) и Нидерланды (284). Нелишне напомнить, что школьное образование Финляндии признано лучшим в Европе. Средний балл по математической грамотности у нас равен 270 при среднем 269. Но и тут лучшими оказались японцы (288 баллов), финны (282) и бельгийцы (280).
– Исследование дает большой и выверенный материал для многих решений, – подчеркнул на презентации проректор НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Рощин. – Конечно, мы и до этого знали, какое количество дипломов имеют россияне. Но что стоит за этими дипломами, не знали. Эти данные позволят формировать политику в образовании и профессиональной подготовке.