Глава Рособрнадзора Любовь Глебова: "Честно ЕГЭ сдали не везде"

Сопоставление регионов, вошедших в десятку лучших на основе рейтингов по отдельным показателям. Таблица

Сентябрь - это не только старт нового учебного года, но и время подведения итогов минувшей аттестационной и вступительной кампании, время анализа и далеко идущих выводов. В распоряжении "Известий" оказались очень интересные документы: статистические данные, иллюстрирующие различные аспекты сдачи ЕГЭ-2009 во всех российских регионах. Эти таблицы и графики, часть из которых мы публикуем, - хорошая пища для ума. Их внимательное изучение дает ответы на главные вопросы в общероссийском масштабе. Прежде всего они позволяют выяснить, какие республики, края и области лидируют по качеству школьного образования, а какие "отличились" в другом - в завышении результатов, а значит - в нарушениях самой процедуры приема ЕГЭ. По просьбе обозревателя "Известий" документы комментирует руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.

Воронеж не догонишь

– Любовь Николаевна, поскольку нас, газетчиков, всегда интересуют самые "горячие" факты и события, разрешите начать, что называется, с места в карьер и поговорить о тех, кто отличился со знаком минус. Из таблицы следует, что настоящим лидером по завышенным результатам ЕГЭ является Воронежская область. Этот регион имеет среднестатистическое завышение по всем 11 предметам. Кроме того, 44 воронежских выпускника получили 100 баллов по русскому языку, и это при полном отсутствии победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по данному предмету за последние пять лет. А вот среди регионов, вошедших в десятку лучших на основе рейтингов по отдельным показателям, воронежцы имеют самый большой процент участников ЕГЭ, не преодолевших минимальную границу по двум обязательным предметам - русскому языку и математике. Согласитесь, тут есть о чем поговорить...

– Согласна. И такой разговор у меня уже состоялся, причем в самом Воронеже. Я приехала к ним на августовский педсовет, вышла на трибуну и сказала: "Поздравляю вас с началом учебного года. Я нахожусь в регионе, в котором результаты по всем предметам выше средних по стране". В ответ раздались бурные аплодисменты. И тогда я им прямо заявила: "Судя по всему, мы с вами по-разному оцениваем эти результаты. Например, я, как здравомыслящий человек, вижу здесь отсутствие контроля, питательную среду для развития коррупции и имею основания считать, что в данном случае, видимо, имели место коллективные решения с вовлечением в этот процесс большого количества людей". А значит, говорю я им, вы не гордиться должны, а разбираться со всем этим, и очень серьезно. Неужели вам ребятишек своих не жалко, спрашиваю я их, и не стыдно за то, что у вас, в Воронеже, все результаты купленные?

– И какая реакция последовала на эти слова? Надеюсь, овации уже не было...

– Реакция была правильной. Они быстро поняли, что гордиться тут, мягко говоря, нечем. Губернатор сказал мне: "Я с этим разберусь". И, судя по всему, разбирательство будет серьезным. Один начальник управления муниципального образования уже снят с работы, троим - объявлены выговоры (а для чиновников, напомню, два выговора - и прощай, кресло). Руководители тех ППЭ (пунктов приема экзаменов. - "Известия"), где зафиксированы аномальные результаты, в следующем году к этому процессу допущены не будут.

– Как такое стало возможным в этом исконно русском регионе, который к тому же недавно возглавил бывший министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев?

– В том-то и дело, что там новая команда, всего три месяца работает. Руководитель департамента образования - тоже новый. Они не могли, грубо говоря, клонировать себя и послать во все пункты приема.

– Значит, коррупционная система в сфере образования сформировалась там еще до них?

– Я не берусь утверждать наверняка, мы ведь не в суде. Но могу высказать гипотезу о том, что действительно в регионе сложилась некая система, при которой, как говорится, рука руку моет. Я с этим убеждением туда и приехала. И прямо сказала руководителям области: "Коллеги, у вас туфта. Если вы хотите с ней жить - живите. Но в следующем году, конечно, никакого доверия этому региону не будет, это однозначно - и с точки зрения проверки процедуры, и со стороны правоохранительных органов и пр.".

Кстати, в первую очередь не доверяют результатам этих экзаменов сами воронежские вузы. С ними я тоже встречалась. И ректор одного военного вуза мне говорит: "Любовь Николаевна, как же так? Беседую с парнем, получившим по математике 86 баллов, а он дробями не владеет..." А я спрашиваю: "Местный человек-то?". Да, местный. Я говорю: "Правильно ли я понимаю, что воронежские вузы не доверяют тем баллам по ЕГЭ, которые выставили в воронежских школах?". В ответ - тишина. Спрашиваю руководителя департамента образования, почему в ППЭ были представители только средней школы, почему не было никого от вузов. Опять молчат. Что же вы, говорю я руководителям местных вузов, не принимали участия в ЕГЭ? Почему допустили, чтобы за выпускников на экзамене строчили другие люди, ответы присылались по телефону и т.д. Шли бы туда и сами все контролировали, на местах. Нет, они ждут, что кто-то к ним приедет и наведет у них наконец-то порядок. Вот ведь в чем дело.

– Значит, в следующем году в пунктах приема экзаменов можно ожидать представителей воронежских вузов?

– Надеюсь. И тогда уже не будет вопросов, почему в данном пункте человек получил 86 баллов, а на самом деле - ни в зуб ногой. Воронежцы, по-моему, все правильно поняли. Вот почему я за них теперь не особо переживаю. Они показали, что готовы к самым решительным действиям. У того же губернатора фактура по результатам ЕГЭ буквально от зубов отскакивает. Итоги сдачи ЕГЭ заслушаны на заседаниях местного правительства и областного законодательного собрания. А главный позитив по Воронежу заключается в том, что впервые всеми признано: высокие показатели отнюдь не всегда отражают достижения системы образования. Наоборот, они могут рассматриваться как результат отсутствия контроля над процедурами, подтасовок и завышений. И в этом смысле Воронеж, конечно, самый яркий пример.

Лобачевские из Черкесска

– Как ни ярок Воронеж, но давайте назовем и другие регионы, чьи результаты по ЕГЭ, скажем так, явно выбиваются из общего ряда. Например, в Карачаево-Черкесии и Ингушетии количество высокобалльных результатов в десятки раз превышает число победителей и призеров олимпиад и при этом резко отличается от аналогичных показателей в других регионах. Из таблицы, которую подготовили в Минобрнауки, видно, что в Карачаево-Черкесии 55 высокобалльных результатов на 1000 сдававших. Это значительно выше, чем в среднем по России (13,3). При этом лауреатов олимпиад у них - менее одного человека на тысячу (0,5). 55 и 0,5 - разница в 100 раз, а в среднем по России - в два раза. Вызывает вопросы и Ингушетия: 20,9 и 0,6. Соотношение - в 40 раз. К кому еще есть вопросы по части достоверности результатов?

– Кроме Воронежской области, Карачаево-Черкесии и Ингушетии, трудно поверить в столь выдающиеся результаты ЕГЭ, например, в Калмыкии, Мордовии. Кстати, как видно из сопоставительной таблицы, эти же субъекты вошли и в список регионов, где больше всего отличников и меньше всего двоечников.

– А это соотношение о чем свидетельствует?

– О том, что и с той стороны корректировали, и с этой...

– То есть, если где-то много отличников, это вовсе не означает, что там же обязательно мало двоечников?

– Совершенно не означает! А если такие показатели все-таки совпадают, значит, налицо, так сказать, ручная подтяжка.

– И где ее проводили?

– В пунктах приема экзаменов, где же еще. Но раньше это делалось повсеместно и никакого труда не составляло. А теперь тяжело, хотя кое-где и проходит. Например, мне рассказывали про такой случай. В одном пункте перед экзаменами организатор обращается к выпускникам с пламенной речью следующего содержания: "Я вас всех переписала. Делайте, что хотите, звоните, кому хотите, но не дай бог у кого-то будет двойка - меня с работы снимут". Надеюсь, таких пассажей будет все меньше и меньше.

– А о чем говорят неприметные с виду графики, отражающие плотность распределения учащихся, набравших соответствующий тестовый балл по двум обязательным предметам - русскому и математике?

– Мне, например, они говорят о многом. Помните, каким был минимальный балл по этим предметам?

– 37 - по русскому и 21 - по математике.

– А теперь посмотрите в те места шкалы тестовых баллов, которые соответствуют этим значениям. Что вы видите?

– Резкие, почти вертикальные взлеты кривых. И как раз именно в районе минимального балла (см. графики). Что это значит?

– Только одно. Что при пересдаче русского и математики (как вы помните, их сумели пересдать соответственно 83,4% и 87,7% выпускников) большинству ребят "нарисовали" по нескольку баллов. Вот о чем должна задуматься система образования. У нас опять пытаются "натянуть" троечку. Понятно, что в саму процедуру сдачи вмешались те, кто не хотел портить картинку в своем регионе. Но ничего, в следующем году цифры, я думаю, будут другими, более реалистичными.

– Любовь Николаевна, летом в СМИ довольно активно муссировался вопрос о том, что в регионах Южного федерального округа более высокий процент высокобалльников и стобалльников. Это так?

– Наши данные опровергают это утверждение. В целом анализ результатов ЕГЭ по обязательным предметам показывает неоднородность распределения регионов ЮФО по доле лиц, набравших от 80 до 100 баллов. Скажем, в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Волгоградской области по русскому языку доля этих лиц существенно ниже общероссийского значения, а вот в Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии и Ростовской области - выше. Неоднородная картина и по математике. Чечня, Дагестан, Краснодарский край, Астраханская область имеют показатели ниже среднего значения по России, а Адыгея, Калмыкия, Ингушетия и Карачаево-Черкесия - выше, причем в последней республике - более чем в 10 раз.

– Видимо, в Карачаево-Черкесии пруд пруди новых лобачевских, чебышевых и софий ковалевских. Вообще, данный регион почти во всех таблицах засветился далеко не с самой лучшей стороны...

– К сожалению, это так. Кроме Карачаево-Черкесии, из регионов ЮФО я бы критически отнеслась к результатам Калмыкии и Ингушетии.

Чечня: 100 баллов за честность

– А вот в соседней с Ингушетией Чечне - диаметрально противоположные результаты. Ни одного высокобалльника по всем предметам, ни одного лауреата Всероссийской олимпиады школьников за последние пять лет, самый высокий процент не преодолевших минимальную границу баллов по русскому языку (43,6%) и один из самых высоких - по математике (11,4%). Зато можно с полным основанием сказать, что в этом регионе ЕГЭ сдавали честно, в чем, судя по всему, личная заслуга президента республики Рамзана Кадырова.

– Да, это так. Чечня сдала ЕГЭ честно. Как именно - это другой вопрос, особенно с учетом того, что пришлось пережить за последние годы этой республике, ее населению и системе образования в целом. Но главное, что процедура сдачи ЕГЭ там находилась под контролем, и ни один результат не был завышен. В Чечне полностью объективная картина.

– За одно это им можно поставить высший балл - за честность. А о чем говорят низкие результаты самых восточных российских регионов: Приморского края, Амурской, Магаданской и Иркутской областей?

– О том, что здесь налицо целый комплекс проблем. Речь идет и об уровне преподавания, и о качестве подготовки экспертов, и о самих социально-экономических условиях, в которых живут люди и их дети. Ведь результаты ЕГЭ могут многое рассказать не только про систему образования. В частности, они свидетельствуют о том, что на Дальнем Востоке более низкий уровень продвижения всего передового, инновационного. Поэтому и тамошние выпускники системно показывают худшие результаты, чем их сверстники из той же Центральной России. Так что работы на Дальнем Востоке - непочатый край.

– В то же время по ряду регионов ЕГЭ высветил и другую картину. Вот, например, Татарстан. Лауреатов всероссийской олимпиады школьников там больше, чем высокобалльников. Но, как пояснили мне в Минобрнауки, это говорит о том, что в республике развито олимпиадное движение и хорошо поставлена работа с одаренными детьми - Казань вообще славится этим направлением. Так что превышения показателей над среднероссийскими в данном случае бояться не стоит: видно, что процедура ЕГЭ здесь проведена объективно. Или взять Кировскую область. Количество высокобалльников у вятичей выше, чем в среднем по России: 22,6 по сравнению с 13,3. Но у них и лауреатов олимпиады тоже соотносимое число: 17,1 (в среднем по России 6,6). То есть данные коррелируют между собой и вполне объяснимы, закономерны.

– Там хорошо работает система образования, а значит - дети не боятся ЕГЭ и, помимо обязательных дисциплин, активно сдают предметы по выбору. В среднем по стране на одного выпускника-2009 приходится четыре экзамена, в Кировской области - более пяти, а в той же Воронежской - три с небольшим. Как говорится, почувствуйте разницу. Из этого вытекает, что в Кировской области детей не запугивают, не кошмарят, а, наоборот, разъясняют, что добровольная сдача экзамена для них является дополнительным шансом и никоим образом не влияет на выдачу аттестата.

В Чувашии высокие результаты по ЕГЭ коррелируются с участием местных школьников в олимпиадах. Там хорошо налажена система подготовки и переподготовки учителей, а в старшие классы идет меньшее количество ребят, чем в среднем по стране.

– Интересный факт. О чем он говорит?

– О том, что сами ребята и их родители не сомневаются: их знания оценят объективно и у них нет шанса просто так, за здорово живешь, получить аттестат. Поэтому многие сознательно идут в систему начального профессионального образования. И из них получаются отличные высококвалифицированные рабочие, коих у нас так не хватает.

Готовьтесь к проверке!

– Какие еще проблемы и узкие места в нашей системе образования высветил ЕГЭ? И есть ли у вас уже сегодня готовые ответы и рецепты их решения?

– Главный вопрос - как обеспечить неукоснительное исполнение процедур проведения ЕГЭ. Будем решать его совместно с регионами на основе накопленного опыта, в том числе и негативного. В следующем году нам нужно добиться повышения качества проведения ЕГЭ.

– Кстати, как вы относитесь к предложениям о том, чтобы эксперты из одного региона оценивали результаты школьников из другого субъекта федерации? Это как в футболе, когда матч между принципиальными соперниками доверяют судить арбитру из другой страны...

– Если это и нужно, то не столько для борьбы с коррупцией (вмешательство в процедуру ЕГЭ, как правило, происходит еще в пунктах приема экзаменов), а для повышения уровня самих экспертов - чтобы понять, в каком регионе их качественнее всего готовят. Так что в следующем году можно попробовать на это пойти. Но не везде, а выборочно, в порядке эксперимента. А потом посмотреть, какие будут результаты, и сравнить их с прежними.

– А контрольно-измерительные материалы меняться будут?

– Конечно, мы будем совершенствовать КИМы, в частности по математике. В пяти регионах уже проведен эксперимент в 10-х классах, внимательно изучим его результаты. Но надо помнить, что по той же математике экзамен в следующем году не может принципиально отличаться от предыдущего: ведь свидетельство о сдаче ЕГЭ действует в течение двух лет. Поэтому здесь надо не с плеча рубить, а действовать поэтапно, на основе преемственности. Но в принципе в математике мы уже готовы вводить в КИМы новые элементы, формирующие практикообразующие навыки. Планируем обсудить возможные изменения в контрольно-измерительных материалах и по другим предметам: иностранным языкам, физике (многие эксперты предлагают учитывать в КИМах базовый и профильный уровень ее изучения).

Вообще, ЕГЭ ставит ряд стратегических, краеугольных вопросов, ответы на которые должна дать система образования в целом. Например, как готовить педагога? Каковым должно быть содержание математического образования? Что должно превалировать в школе - знания или навыки? Что должен развивать урок - память или фантазию? И таких вопросов очень много...

– Отношение к ЕГЭ в обществе тоже постепенно меняется.

– Да, причем в лучшую сторону. Еще весной очень многие учителя буквально тряслись из-за результатов ЕГЭ, напуганные множеством мифов: например, о том, что, если их ученики сдадут плохо, они не пройдут аттестацию и т.д. Поэтому они ограничивали своих детей в желании сдавать добровольные предметы, запугивали их сложностью и непонятностью самого экзамена и т.д. Но посмотрите: завершилась сдача ЕГЭ, и они убедились в том, что все тут в общем-то не так уж и страшно. По августовским данным ВЦИОМа, уже 70% опрошенных учителей с доверием относятся к ЕГЭ. Они прошли этот экзамен и поняли, что многие страхи и мифы не оправдались. То же касается и самих учеников.

– А вот этот вопрос особенно интересует первокурсников и их родителей. Недавно руководство Минобрнауки заявило, что в ближайшее время в вузах пройдет проверка знаний поступивших на первый курс с использованием стандартизированных КИМов. В случае несоответствия выявленных знаний результатам ЕГЭ можно будет принять соответствующие меры к регионам, которые не обеспечили должную организацию госэкзамена на местах, заявил министр Андрей Фурсенко. Как и когда будет проходить такая проверка?

– В тех вузах, которые изъявят желание, она состоится в течение первого семестра, причем не во время сессии. А проводить мы ее с вузами будем совместно, но не среди всех первокурсников, а выборочно. Возьмем, например, нынешние КИМы, организуем процедуру сдачи и увидим, кто что показал. Понятно, что, если у человека по какому-то предмету в свидетельстве о ЕГЭ значится, скажем, 97 баллов, никто не будет от него требовать именно такой цифры. Но, условно говоря, у стобалльника не должно быть 30 баллов. И коль такой факт вскроется, мы, конечно, обратимся в соответствующий регион с вопросами, откуда этот ребенок, в каком пункте приема экзаменов он сдавал ЕГЭ, в какой школе обучался и кто его учил. Посмотрим, как оперативно отреагирует на наши вопросы регион, какие решения будут приняты на местах. Это, скажу я вам, тоже большая почва для выводов и, возможно, принятия решений, но уже со стороны Рособрнадзора.

– Значит, под эту проверку попадут не все регионы. Ну а в воронежских-то вузах, надеюсь, она пройдет?

– Да уж, кого-кого, а их эта чаша не минует. Кстати, я им еще в конце августа пообещала, что их ребят мы проследим и в московских вузах. Дело в том, что воронежские вузы не получили местных стобалльников. Там говорят, что не знают, куда они делись. Ничего, мы это выясним...

– Просто блокбастер какой-то получается: "Найти рядового... воронежского стобалльника".

Соотношение высокобалльных результатов ЕГЭ и победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников за последние пять лет

Субъект Российской Федерации Количество высокобалльных результатов (более 80) на 1000 человеко-экзаменов по математике, русскому языку, физике и обществознанию Количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет на 1000 выпускников
1 Республика Адыгея 19,4 5,2
2 Республика Башкортостан 12,6 4,1
3 Республика Бурятия 9,4 1,6
4 Республика Алтай 5,0 3,3
5 Республика Дагестан 3,0 0,1
6 Республика Ингушетия 20,9 0,6
7 Кабардино-Балкарская Республика 8,2 1,0
8 Республика Калмыкия 30,7 10,2
9 Карачаево-Черкесская Республика 55,1 0,5
10 Республика Карелия 14,2 4,3
11 Республика Коми 6,7 5,0
12 Республика Марий Эл 32,4 13,0
13 Республика Мордовия 27,6 8,4
14 Республика Саха (Якутия) 4,0 4,8
15 Республика Северная Осетия - Алания 9,4 1,1
16 Республика Татарстан 8,9 12,0
17 Республика Тыва 3,5 1,7
18 Удмуртская Республика 14,7 10,5
19 Республика Хакасия 7,8 1,3
20 Чеченская Республика 0,0 0,0
21 Чувашская Республика 32,6 10,9
22 Алтайский край 7,9 4,6
23 Краснодарский край 11,3 6,5
24 Красноярский край 15,1 1,5
25 Приморский край 3,6 1,3
26 Ставропольский край 9,0 3,4
27 Хабаровский край 10,1 5,4
28 Амурская область 2,1 0,3
29 Архангельская область 8,4 6,7
30 Астраханская область 10,5 0,9
31 Белгородская область 9,3 10,6
32 Брянская область 19,2 3,3
33 Владимирская область 11,3 2,5
34 Волгоградская область 5,3 3,8
35 Вологодская область 16,2 16,0
36 Воронежская область 35,2 5,1
37 Ивановская область 12,4 3,0
38 Иркутская область 5,1 4,3
39 Калининградская область 12,7 6,5
40 Калужская область 20,3 9,8
41 Камчатский край 6,2 2,9
42 Кемеровская область 8,1 3,4
43 Кировская область 22,6 17,1
44 Костромская область 17,1 6,0
45 Курганская область 6,0 4,7
46 Курская область 11,8 5,7
47 Ленинградская область 10,9 7,3
48 Липецкая область 26,2 6,3
49 Магаданская область 12,7 4,3
50 Московская область 13,0 8,2
51 Мурманская область 14,1 7,9
52 Нижегородская область 5,6 7,0
53 Новгородская область 19,3 9,6
54 Новосибирская область 8,6 7,7
55 Омская область 6,7 4,9
56 Оренбургская область 7,2 4,3
57 Орловская область 12,1 11,7
58 Пензенская область 12,8 5,7
59 Пермский край 17,7 17,2
60 Псковская область 15,2 6,2
61 Ростовская область 16,8 3,7
62 Рязанская область 13,4 6,3
63 Самарская область 23,2 5,0
64 Саратовская область 9,6 4,0
65 Сахалинская область 7,5 1,6
66 Свердловская область 12,4 6,4
67 Смоленская область 12,5 4,8
68 Тамбовская область 23,1 10,1
69 Тверская область 16,7 7,9
70 Томская область 18,3 8,5
71 Тульская область 10,0 8,7
72 Тюменская область 6,4 4,1
73 Ульяновская область 12,2 4,8
74 Челябинская область 17,7 12,6
75 Забайкальский край 7,4 1,7
76 Ярославская область 13,1 9,9
77 г. Москва 33,2 14,9
78 г. Санкт-Петербург 10,9 13,2
79 Еврейская автономная область 6,5 0,0
80 Ненецкий автономный округ 14,2 7,6
81 Ханты-Мансийский автономный округ 7,6 2,7
82 Чукотский автономный округ 4,2 0,0
83 Ямало-Ненецкий автономный округ 6,1 6,4
Российская Федерация 13,3 6,6

Андрей Чернаков Известия

Другие записи

12.08.2016. Какие словари станут главными?
Около 80 новых словарей - фундаментальных, настольных, научно-популярных и школьных - выпустят в ближайшие годы в России. Что еще нового в них появится? Какими словарями должны пользоваться учителя и…
12.08.2016. Расписание от министра: Андрей Фурсенко рассказывает об особенностях нового учебного года
Каким будет первый учебный год после первого штатного ЕГЭ? Какие новые предметы появятся у школьников? Как будут проверять знания у первокурсников вузов? На вопросы корреспондента «РГ» отвечает министр…
12.08.2016. Отличники принесут в вуз деньги: ректоры предлагают финансировать высшие школы с учетом знаний студентов
Идею ГИФО - государственных именных финансовых обязательств - предлагает реанимировать ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев. Об этом он заявил на пресс-конференции по итогам единого…
12.08.2016. На первый-второй рассчитались
Эксперты ГУ-ВШЭ проанализировали приказы о зачислении, размещенные на сайтах университетов Москвы, и выяснили, кому достались самые умные абитуриенты. В исследуемую подборку попали 104 вуза. Наивысший…
12.08.2016. Университеты оторвались от экономики
Стоимость учебы во время кризиса - что-то вроде зеркала национальной образовательной системы. Там, где образовательный рынок работает эффективно, эти услуги востребованы, и цены на них могут  расти,…