Как показывает статистика, более половины школьников предпочитают готовиться к сдаче ЕГЭ с помощью репетиторов, а это значит, что в преддверии выпускных экзаменов такие специалисты буквально нарасхват. Причем натаскивать на сдачу этого теста могут как профессиональные преподаватели школ и вузов, так и обычные студенты, в свое время отличившиеся на олимпиадах или блестящей сдачей ЕГЭ. На что стоит обращать внимание, выбирая репетитора, и сколько стоят его услуги, выяснили «Новые Известия».
Победа в олимпиаде или сдача ЕГЭ на сто баллов – вот два пути, пройдя которые школьник может гарантированно поступить в выбранный им вуз. До введения ЕГЭ эта процедура была более понятна: подготовительные курсы при приглянувшемся институте или занятия с преподавателем, желательно входящим в состав приемной комиссии, существенно повышали шансы на успех. Теперь вся надежда на результаты теста, подготовка к которому в выпускном классе становится задачей номер один как для школьников, так и для их родителей. Причем опытные преподаватели советуют проводить репетиционные испытания в течение всего года, а не только в последние месяцы, однако такой предусмотрительностью могут похвастаться далеко не все. В итоге, когда до выпускных экзаменов рукой подать, все надежды возлагаются на репетиторов, от которых за те немалые деньги, которые они берут, принято ждать чуда.
После введения ЕГЭ требования к репетиторам, помогающим в подготовке к этому важнейшему тестированию, несколько изменились. Теперь одного знания предмета и умения доходчиво донести материал до своих подопечных уже недостаточно. Тестовая форма испытания, которое проводится уже не первый год, до сих пор ставит в тупик многих школьников, так и не привыкших к такому экзаменационному формату. Поэтому основной задачей репетитора становится не просто расширение познаний своего подопечного в выбранной области, но и натаскивание его на решение тестовых задач. «Для того чтобы быть успешным наставником для сдачи ЕГЭ, преподаватель должен хорошо разбираться в специфике экзамена, а именно знать все виды тестов и предтестовых заданий и понимать методы оценки результатов, – поясняет методист Константин Яценко. – Поэтому наиболее эффективной будет работа, складывающаяся из лекций, выполнения задач и решения тестовых заданий».
Самым распространенным способом поиска подходящего специалиста по-прежнему остается «сарафанное радио». И действительно, отзывы реальных людей о конкретном репетиторе как ничто другое помогают составить о нем исчерпывающее впечатление. Если же подходящих знакомых нет, имеет смысл начать поиски в Интернете. Сейчас в Сети есть пара десятков сайтов, предлагающих своим посетителям обширные базы специалистов по всем предметам. Там же можно найти информацию о системе вузовских олимпиад и ЕГЭ, рекомендации о том, как готовиться к этим испытаниям, и, главное, отзывы о каждом преподавателе.
Что касается стоимости работы с частным преподавателем, то в среднем полтора часа занятий обойдутся в 500–2000 рублей. Такой значительный разброс объясняется уровнем квалификации репетитора, востребованностью предмета и цели занятий. К примеру, преподаватели, натаскивающие на задания олимпиад, стоят дороже, чем предметники, ориентированные лишь на подготовку к ЕГЭ. Сэкономить на занятиях можно, войдя в состав мини-группы. Эффективность такой работы (если, конечно, все ученики примерно одного уровня) практически не уступает индивидуальным урокам, при этом платить придется где-то на 30% меньше.
Квалификация репетитора для многих становится определяющим критерием, когда речь идет о поиске специалиста для подготовки к экзаменам или олимпиадам. Однако практика показывает, что пара-тройка высших образований или многочисленные научные степени преподавателя не так значительно влияют на успехи его учеников, как этого можно было ожидать. Более того, иногда излишняя титулованность репетитора способна сыграть с его нанимателями злую шутку.
«Такие специалисты зачастую слишком академичны и больше настроены на монолог, нежели на конструктивное обсуждение выбранной темы, – предупреждает абитуриентка 2011 года Ксения Краснова. – Они давят своим авторитетом, и ученик не всегда отважится задать интересующий его вопрос, боясь окончательно упасть в глазах своего наставника. Но главное, постоянно занимаясь научной деятельностью, этим преподавателям сложно понять систему ЕГЭ, она кажется им поверхностной. В результате ученик получает массу знаний, которые, возможно, пригодятся ему в будущем, но не факт, что помогут сдать ЕГЭ. Здесь в первую очередь все-таки нужен определенный навык».
Преподаватель, не работающий ни в школе, ни в институте и занимающийся только частной практикой, многим родителям кажется не самой удачной кандидатурой в репетиторы для их детей. Специалисты считают такое мнение ошибочным. Так, «свободный художник» все свое рабочее время уделяет своим подопечным и как минимум освобожден от административной работы в образовательном учреждении.
Однако главное преимущество подобных фрилансеров заключается в том, что они, как и их ученики, так же нацелены на результат, будь то успешная сдача ЕГЭ или победа в олимпиаде. Поэтому за годы работы или самостоятельной подготовки к таким же испытаниям, если речь идет о репетиторах-студентах, они ясно представляют себе требования и стандарты и могут поделиться практическими навыками вроде того, как распределять время на выполнение заданий или как выкрутиться, если знаний для ответа на вопрос недостаточно.
Репетиторы, специализирующиеся на подготовке школьников к олимпиадам, – особая категория преподавателей, которая в последнее время довольно востребована, если учесть, что победа в таких испытаниях – гарантированный способ попасть в выбранный вуз вне зависимости от результатов ЕГЭ. Правда, такой вариант подойдет либо медалистам, либо тем, кто проявляет особые способности в какой-то определенной области.
Задача преподавателя в этом случае заключается в том, чтобы досконально проработать базовый курс, но главное – развить в ученике нестандартное мышление, которое поможет найти ответы на каверзные вопросы, из которых и состоят задания на олимпиадах. Для этого часто используются материалы прошлых лет и собственные преподавательские наработки. Впрочем, поддержка специалиста часто требуется и на заочном туре. Однако, когда речь идет об олимпиадах, на первый план все же выходят способности, упорство и мотивация самого ученика, которые могут разве что ярче раскрыться под влиянием опытного репетитора.