"Образование в условиях кризиса" - эту тему обсуждали в Высшей школе экономики на заседании Российского общественного совета по развитию образования.
Во вступительном докладе ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что российская система образования пока не испытывает шока от кризиса. На сегодняшний день в образовании самый низкий уровень секвестирования бюджета - 10 процентов, в отличие от других сфер, где секвестр составил 20-30%. В этой ситуации самое главное - не допустить замораживания программы развития высшего образования, подчеркнул г-н Кузьминов.
По оценкам экспертов ГУ-ВШЭ, можно выделить четыре группы вузов, в зависимости от влияния на них кризиса.
1. «Провальные вузы», в которых в ближайшие два года контингент учащихся может сократиться на 50%, причем не будет желающих даже на бюджетные места. К этой группе вузов можно отнести: от трети до половины всех филиалов, а также 70% негосударственных вузов. По мнению Ярослава Кузьминова, единственный способ выжить для них - присоединиться к более сильным.
2.«Эффективные вузы» - ведущие вузы России (внебюджетная составляющая в них - две трети от всего бюджета вуза). К ним относятся 25-30 технических университетов и 25-30 классических. По мнению Кузьминова, государство должно оказывать им всяческую поддержку.
3.«Брендовые» вузы - МГУ, ГУ-ВШЭ, МГТУ им. Баумана, Финансовая академия при Правительстве РФ и др. Эти вузы не должны существенно пострадать от кризиса.
4. Вузы, «откровенно торгующие дипломами», где стоимость обучения составляет 15-20 тысяч рублей в год. Эти вузы не имеют никакого отношения к образованию, но, скорее всего, и они не пострадают от кризиса.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выступив на заседании, согласился с оценкой экспертов ГУ-ВШЭ, и выразил надежду, что «четвертая группа все-таки рухнет, потому что вузы начинают прием по результатам Единого государственного экзамена и принимать двоечников не смогут даже туда».
Во время выступления, которое было весьма эмоциональным, министр Фурсенко высказал крамольную, по его словам мысль: «Слава богу, что начался кризис, и мы наконец-то оказались в условиях, когда в системе образования надо что-то менять». Он отметил, что главная антикризисная мера заключается в том, чтобы перестать себя обманывать, - «система образования не должна работать на удержание студентов, не должна превращаться в «камеру хранения» - она должна быть институтом развития».