Минобрнауки нашло признаки неэффективности у четверти российских вузов

Минобрнауки опубликовало результаты мониторинга российских вузов. Мониторинг проводился в августе — сентябре 2012 г., вузы оценивались по 50 параметрам. Ключевых — пять: средний балл по ЕГЭ, который получили студенты, поступившие на бюджетные места, объем научной деятельности, уровень доходов вуза, доля выпускников-иностранцев и общая площадь зданий в пересчете на студента. По каждому Минобрнауки определило пороговые значения.

Студенты-бюджетники в эффективном вузе в Москве должны иметь по ЕГЭ не менее 63 баллов, на каждого студента должно приходиться не менее 11 кв. м учебных зданий. Научно-исследовательская деятельность должна приносить не менее 95000 руб. в пересчете на сотрудника, общие доходы — не менее 1,5 млн руб., среди выпускников должно быть не менее 3% иностранцев. Если вуз не удовлетворяет любым четырем из ключевых показателей критериям, он имеет признаки неэффективности.
Из 502 проверенных государственных вузов таких оказалось 134, или 26,7%, а также чуть менее половины филиалов (453 из 930). В Москве неэффективных 20 из 79 вузов, среди них — РГГУ, Университет управления, МАрхИ. Связаться с их представителями вчера не удалось.
Что делать с неэффективными, определят специальные рабочие группы в каждом регионе — по каждому из вузов будут подготовлены предложения, передал через пресс-службу замминистра образования и науки Александр Климов. Вузы могут получить дополнительные средства, может быть усилено руководство. Если рабочая группа решит, что вуз и филиал не смогут обеспечить высокое качество подготовки, они могут быть реорганизованы, предупреждает Минобрнауки.
В ближайшие 2-3 года может быть закрыто 20% вузов и 30-35% филиалов, говорил в июле министр Дмитрий Ливанов.
Мониторинг достаточно объективно отражает реальную картину, считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Но непонятно, зачем оценивать площади, удивляется он: из-за этого в неэффективные попал РГГУ, хотя качество образования в нем высокое.
Доля иностранцев среди выпускников также не позволяет отличить качественный вуз от некачественного, полагает Кузьминов: во многих эффективных вузах их почти нет, а часть неэффективных занимается лишь приграничной торговлей образованием. Целесообразно оценивать качество выпускников, уверен Кузьминов: провести независимую аттестацию или оценить средний доход выпускника за первые пять лет после окончания.
В мировой практике главные ориентиры — количество публикаций в ведущих международных журналах и их цитируемость, замечает проректор Российской экономической школы Константин Сонин.
Маргарита Лютова, Михаил Малыхин, Ольга Кувшинова Ведомости

Другие записи

12.08.2016. Пять простых и нескучных способов изучения языков
В самом начале XXI века в Старом Свете начали отмечать новый праздник – Европейский день языков, приходящийся на 26 сентября. Новое тысячелетие обязывает все больше людей становиться полиглотами, однако…
12.08.2016. Росстат: Безработица среди молодежи в России достигает 30%
В июле, следуя сезонному тренду, общая безработица в России пошла на убыль, следует из свежего доклада Росстата. За месяц число безработных уменьшилось на 2% (на 76 тыс. человек) до уровня 5,3% экономически…
12.08.2016. Россияне сегодня ждут от науки гораздо больше, чем 25 лет назад
Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные опроса о том, какое место, по мнению россиян, занимает наука в жизни современного общества. За четверть века роль науки в жизни общества…
12.08.2016. Синий воротничок потеснил белый
  По оценке руководителя исследовательского проекта Марка Аграновича, в последние годы в Москве наблюдается рост интереса к среднему профобразованию. Доля тех, кто после 9-го класса решил остаться в школе,…
12.08.2016. Рост числа учителей, увеличение стипендий и ЕГЭ-2015: о чем говорил Ливанов с журналистами
Минобрнауки продолжит настаивать на повышении размера студенческих стипендий, сказал журналистам глава ведомства Дмитрий Ливанов. «Мы в рамках антикризисных мер в правительстве говорим о необходимости…