Статус НИУ – не привилегия, а серьезная перестройка

Не так давно очередные 15 российских вузов получили право называться национальными исследовательскими университетами (НИУ) и получать дополнительное финансирование от государства. О том, как победа в конкурсе повлияет на работу Российского университета нефти и газа им. И.М. Губкина, в интервью РИА Новости говорит первый проректор университета Михаил Силин.

Михаил Александрович, насколько оправдано увеличение числа национальных исследовательских университетов?

– Абсолютно. Сейчас российские вузы как никогда нуждаются в финансировании научной деятельности и переоснащении. В условиях открытого рынка и развитых информационных технологий на научном и технологическом рынках мы теперь конкурируем со всем миром. Покупателю важны в первую очередь качество и цена, а страна происхождения какого-то технологического решения его не интересует.
До недавних пор российская вузовская наука могла конкурировать с наукой зарубежных компаний лишь за счет цены: ученые у нас получают несопоставимо меньше, чем за границей, и пользуются устаревшим оборудованием – поэтому расходы на его использование невелики. А молодого ученого невозможно удержать обещаниями будущих благ – он хочет жить хорошо уже сейчас, готов при этом много работать, но и получать хочет в соответствии с мировыми стандартами.

Статус НИУ даст возможность перевооружить лаборатории вузов, что поможет привлечь выгодные заказы, которые будут хорошо оплачиваться и позволят удержать молодых ученых. Это очень важно: технологическое отставание России в нефтегазовой отрасли стало очевидно как никогда. Нефти мы добываем из недр около 40% от той, что теоретически там находится. В развитых странах этот показатель – до 60% и выше. Из тонны нефти у нас перерабатывается в светлые нефтепродукты только 60%, на Западе – 90%.

Как новый статус повлияет на работу университета?

– Будут увеличены объем научных исследований и количество ученых. Одна из задач – увеличение числа магистров и аспирантов по отношению к бакалаврам. В идеале у каждого магистранта и аспиранта должен быть свой руководитель – научный работник. Сейчас на 700 магистрантов у нас приходится 200 научных сотрудников. Они же руководят аспирантами. Университет перейдет от массового обучения к «штучной» подготовке специалистов высокой квалификации, проходящих обучение на базе хорошо оснащенных лабораторий и участвующих в проектах, имеющих стратегическое значение для развития отрасли.

На переоборудование лабораторий будет затрачена львиная доля из выделенных государством 1,8 млрд руб. и привлеченных средств, которых по условиям конкурса должно быть не менее 20% от предоставленной из бюджета суммы.

Студенты будут обучаться по-новому. Уже сейчас некоторые из них участвуют в моделировании рабочих ситуаций в специальном зале, где установлен большой экран с трехмерным изображением модели месторождения. Студенты самых разных специальностей учатся работать в команде. К примеру, специалист по разработке месторождений должен находить общий язык и с геологами, и с механиками, и с экономистами – со всеми теми людьми, кто будет работать с ним на реальном предприятии. С переходом в статус НИУ заниматься по этой методике смогут уже все студенты.

Планируется ли каким-то образом организовывать сотрудничество с покупателями разработанных в университете технологий?

– Да, для этого создан центр коммерциализации, технопарк, цель которого – взаимодействие с учеными и непосредственными потребителями разработок, чтобы последние не «пылились на полках», а приносили университету деньги.
Создано пять малых инновационных предприятий, куда наш университет входит как соучредитель, вкладывая свою интеллектуальную собственность. Мы очень надеемся на их успех, поскольку видим – они действительно работают: молодежь никуда не уходит, объемы исследований достаточно велики.

Сейчас мы создаем департамент, который будет координировать работу подразделений университета с компаниями – предполагается проведение совместных конференций, презентаций, культурных и спортивных мероприятий, выезд на предприятия.

Насколько реальна перспектива лишения некоторых вузов статуса НИУ, о которой говорил министр образования и науки РФ?

– Мне сложно говорить за все вузы. Мы будем стараться соответствовать ожиданиям, а также придерживаться плана, который закладывался программой развития. Но стоит принять во внимание, что процесс изменения принципов работы вуза – дело небыстрое. Даже закупить оборудование не просто – много посредников, неизвестных производителей, аферистов и так далее. Также какое-то время уйдет на подготовку кадров, нужных помещений и наладку оборудования.

Нужно изменить и само отношение сотрудников к науке, ведь они должны работать с потенциальным покупателем, следить за рынком и понимать, где их разработки будут востребованы.

Анна Козлова РИА Новости

Другие записи

12.08.2016. Учителей в кредит не учат
В России определены условия выдачи государственного образовательного кредита. Об этом говорится в приказе Минобрнауки № 352 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа…
12.08.2016. Перемена для ЕГЭ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги «первой волны» ЕГЭ.   В мае-июне экзамены сдавали преимущественно выпускники школ этого года. 16 тысяч из них не смогли пройти…
12.08.2016. Документы приемная комиссия обязана вернуть в течение суток
Абитуриенты, получив право отправлять свои результаты в любое количество вузов, использовали его на все сто. Одна девушка пыталась поступить в один вуз на все 33 специальности и оказалась зачислена на…
12.08.2016. ЕГЭ придумал Наполеон: как и чему учат французских школьников и студентов?
  Основные принципы французского образования, которое здесь обязательно с 6 до 16 лет, - его бесплатность, нейтральность, светский характер, а также свобода преподавания, подразумевающая как государственные,…
12.08.2016. Школы Приморья переходят на систему электронных дневников
В Приморье первой попыталась применить это новшество одна из школ Уссурийска – там занялись этой проблемой еще в прошлом году. Так, на своем сайте они создали личный кабинет для тех родителей, которые…