Оборона от неграмотности

Итоговая коллегия Минобрнауки проанализировала результаты работы ведомства в минувшем году и наметила стратегию на год нынешний. Вице-премьер Сергей Иванов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина и министр образования и науки Андрей Фурсенко сошлись на том, что деньги на эту сферу сегодня выделяются беспрецедентные, но тратить их нужно более эффективно. Впрочем, глава Минобрнауки уверен, что с новой, более жесткой управленческой моделью его ведомство сможет решить задачи по модернизации образования и науки.

В текущем году на образование и инновации консолидированный бюджет потратит около 4,4% объема ВВП страны. Это значительно больше, чем все расходы на национальную оборону.

Однако эффективность освоения этих средств до сих пор оставляет желать лучшего, заметил вице-премьер. В числе приоритетов правительства Иванов назвал повышение престижа учительского труда. По его словам, сегодня в сфере образования слишком велика доля педагогов-пенсионеров, включая школьных учителей, и только 5% выпускников педвузов идут преподавать в школы. Привлечь молодых могут "достойная оплата труда педагогов, современные технологии в классе и возможность постоянно повышать свою квалификацию".

О коммерциализации научных исследований и льготах для малого вузовского бизнеса, которые должны поддержать инновационный спрос, говорила Эльвира Набиуллина. В частности она сообщила, что малые предприятия, созданные в сфере образования согласно недавно принятому 217-му закону, будут на восемь лет освобождены от налога на прибыль.

Андрей Фурсенко призвал перенести полученные результаты комплексных проектов модернизации образования, успешно апробированных уже в трех десятках российских регионов, на всю систему образования. "Мы можем и должны сделать это через реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", - подчеркнул он. В следующем году все регионы перейдут на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда педагогов, заявил Фурсенко. Кратко суть нормативно-подушевого финансирования можно сформулировать так: деньги идут в школу за учеником. При такой схеме образовательные учреждения получают средства по нормативу, а общий объем финансирования зависит от количества учащихся и видов реализуемых образовательных программ. В этих условиях в отличие от сметного финансирования у директора школы появляется возможность более эффективно управлять фондом оплаты труда. Суть же новой системы оплаты труда учителя состоит в следующем: платить не только за уроки, но и за все виды деятельности, которые осуществляет педагог. Таким образом, зарплата учителя теперь во многом зависит от качества его работы. Однако новое качество образования невозможно обеспечить без нового уровня квалификации учителей и директоров школ. "В этой связи мы совместно с Минздравсоцразвития обновили квалификационные требования к работникам образования, а также согласовали с профсоюзом новый подход к аттестации педагогов, фактически - к допуску к профессии", - отметил глава Минобрнауки.

Говоря о реформе высшей школы, министр не без гордости сообщил, что в стране удалось сформировать группу вузов, которые должны взять на себя ответственность за достижение качественно иного уровня системы образования, подготовку специалистов принципиально нового формата для "модернизированной экономики знаний". Помимо двух старейших университетов с особым статусом в нее входят федеральные и национальные исследовательские университеты. "Эти вузы обладают чертами, характерными для ведущих университетов мира", - считает Андрей Фурсенко. Он рассказал, что в ближайшие три года правительство дополнительно направит 90 млрд рублей на поддержку научных исследований в ведущих университетах страны.

Существенные изменения ожидают и само Минобрнауки. В ближайшее время министерству предстоит обновить свою структуру с учетом включения в его состав сотрудников недавно упраздненных Рособразования и Роснауки. Перед руководством ведомства поставлена задача оптимизировать структуру управления, устранить дублирование и изменить неэффективно работавшие механизмы. В целом управленческая вертикаль станет более жесткой, но при этом повысится персональная ответственность министра за результаты деятельности Минобрнауки.

Андрей Чернаков Известия

Другие записи

12.08.2016. Духовное воспитание в школу не спешит
У разработчиков пособий по новому предмету «духовно-нравственное воспитание» возникли разногласия. Представители конфессий считают, что светские авторы мало говорят о религии и морали; те же, в свою…
12.08.2016. Вузы идут в школы за абитуриентами
Демографический спад в России уже привел к тому, что количество абитуриентов в ряде вузов уменьшилось. Даже самые крупные университеты вынуждены сегодня идти в школы, чтобы помочь старшеклассникам выбрать свою…
12.08.2016. Британцы признали слабость своего рейтинга
Российский союз ректоров (РСР) одержал первую победу над одним из составителей мировых рейтингов - Times Higher Education World University Rankings. Теперь эта компания будет руководствоваться при…
12.08.2016. Родители - к доске!
Спорный телесериал «Школа» поднял волну всеобщего интереса к проблемам российского образования. Какая она, современная школа? Что в ней надо менять, а что - сохранять? Есть и официальный повод для размышлений:…
12.08.2016. Проучить учителя
Директор филиала Сибирской государственной академии физической культуры (СибГАФК) в городе Березовском (Свердловская область) Артем Теркулов обвиняется в превышении полномочий. Находясь под следствием…