Компания Begin Group провела интервью с ректором Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой Л.В. Тычининой и проректором по учебной работе Р.Б. Мухиным о перспективах развития российского образования.
- Правительство собирается ввести обязательную сдачу ЕГЭ для получения второго высшего. Как Вы к этому относитесь?
Лариса Викторовна: Я думаю, что это просто невозможно. Получать второе высшее образование иногда приходят люди с недостаточной подготовкой, но высокой мотивацией. Пересдать школьные экзамены они однозначно не смогут. Вариант законодательно обязать их делать это (а многие люди оканчивали школу 10-15 и более лет назад) - абсолютно нелогично, т.к. практически лишает человека возможности реализовать главную потребность - учиться. Я надеюсь, что этого не будет. А, кроме того, подобное "нововведение" противоречило бы и одному из основополагающих принципов ЮНЕСКО - "Образование через всю жизнь".
Роман Борисович: У нас есть одна студентка, которой 65 лет. Она учится на психологическом факультете. Зачем она пришла учиться - это ее личное дело. И обязать женщину сдавать ЕГЭ - это абсурд. Немало людей, кстати, получают психологическое или другое высшее профессиональное образование не с целью работать по избранной специальности, а для себя. И это их право, поскольку они сами оплачивают учебу.
Лариса Викторовна: У нас нет никаких ограничений по возрасту на прием студентов. Это право любого человека - учиться в любом возрасте.
Роман Борисович: Понятно, что система вступительных экзаменов нужна и важна в первую очередь для бюджетных мест, потому что государство не должно тратить деньги впустую. Вот, например, в Сорбонну принимают всех без экзаменов. Но после первого же семестра процентов 40 из них отчисляют как не справившихся с программой. Однако государство этот семестр их обучения уже оплатило, т.е. деньги, причем большие, просто потрачены впустую. В России, чтобы этого не происходило, существуют вступительные испытания. Для бюджетных мест это логично, но для получения второго высшего человек платит свои собственные деньги. Если он не потянет, то через семестр мы его отчислим. Так зачем ему еще эти "шлагбаумы" в виде вступительных экзаменов?
- Как Вы относитесь к перспективам введения требований Болонского процесса? Какие специальности в России могли бы быть интересны для зарубежных студентов?
Лариса Викторовна: К сожалению, Болонский процесс в целом вызывает большие сомнения. Я часто посещаю европейские университеты и не обнаружила там того энтузиазма по поводу Болонских соглашений, который существует в нашем Министерстве образования и науки. Особого восторга это не вызывает за рубежом как у преподавателей, так и у руководителей вузов.
Давайте подумаем, повысится ли интерес к нашим студентам и выпускникам после перехода на двухуровневую систему? Не знаю. На мой взгляд, куда более интересным будет человек, который окончил у нас специалитет и собирается поступать в магистратуру за рубежом. Прежде чем вводить положения Болонского процесса, нужно проанализировать, какова численность наших студентов, которые хотели и могли бы учиться за рубежом. Болонский процесс предполагает обучение в разных странах: страна - семестр, страна - семестр, и неважно, где студент набрал свои кредитные единицы. У нас большинство технических вузов пока остается в специалитете. Подготовить инженера, например, можно за пять лет, но не за четыре. Но опять же, насколько студенты этих вузов смогли бы встроиться в Болонский процесс, получая часть образования в России, а часть за рубежом? У меня на этот счет большие сомнения. Каждый зарубежный университет дорожит своей неповторимостью и традициями. Они не хотят отказываться от своего пути, стараются сохранить то, что их отличает от остальных. Западные университеты будут очень осторожно и медленно вводить у себя требования Болонского соглашения. И боюсь, желанной академической мобильности студентов в рамках Болонского процесса мы не достигнем: препятствий во взаимодействии с зарубежными вузами возникнет непреодолимо много. На мой взгляд, было бы очень неплохо нашему Министерству задуматься о том, чтобы вводить двухуровневую систему не в 2009 году, а отложить, учитывая и финансовый кризис, и недостаточную модернизацию системы образования. Не отказаться, но отложить - до 2011-2012-х годов.
Роман Борисович: Я бы вообще предложил не переводить всю систему образования на рельсы Болонского процесса в приказном порядке. Это решение нужно оставить за учеными советами вузов. А далее молодой человек или девушка пусть сами выбирают траекторию своего образования: специалитет, бакалавриат-специалитет, бакалавриат-магистратура или специалитет-магистратура. Следует отметить, что задача, которая изначально ставилась перед магистратурой, - это подготовка кадров прежде всего для наукоемкой и педагогической деятельности.
Лариса Викторовна: В лучшем случае только 20% бакалавров должно идти в магистратуру. А у нас сейчас предполагается, что все или почти все бакалавры при введении системы 4+2 пойдут продолжать обучение в магистратуре. Но зачем? Это сразу же приведет к падению уровня требований, а соответственно, и преподавания в магистратуре. Во многих странах студентов, окончивших бакалавриат с очень высокими показателями, принимают в магистратуру всего несколько процентов. И это правильно - в магистратуре должны учиться лучшие.
Преподавателей также ждут большие трудности. Нам будет необходимо стремиться к тому, чтобы бакалавру дать знания специалиста. Это также неправильно - тогда какой смысл? Я думаю, что форсировать директивное и безальтернативное введение положений Болонского соглашения в нашей стране не нужно.
- Какие зарубежные рынки были бы перспективны для российских вузов в плане привлечения иностранных студентов?
Лариса Викторовна: Несомненно, это в первую очередь некоторые страны ближнего зарубежья. Все, кто имеет возможность получить образование в Западной Европе, скорее всего, поедут учиться туда. Прибалтика, Молдавия, Украина, Белоруссия ориентированы на Запад. То же самое скоро будет в Казахстане.
Что касается других стран, я думаю, что вряд ли к нам в массовом порядке поедут учиться студенты из Западной Европы. Учиться в Россию могут поехать только те иностранные студенты, которые изучают Россию - ее историю, язык, экономику и т.п. Впрочем, при современном развитии информационных технологий это можно сделать и в своей стране, за исключением, пожалуй, языка. Кроме того, в российских вузах стоимость образования сегодня соизмерима с размером оплаты обучения в хороших вузах Западной Европы. Проживание в Москве также значительно дороже. Поэтому наша привлекательность очень сомнительна. К нам, конечно, приезжают студенты из Китая, Вьетнама, Монголии, африканских стран, но их значительно больше в Европе и США. Чтобы повысить привлекательность России на мировом рынке образовательных услуг, необходимо: а) резко повысить качество образования, б) сбалансировать качество и стоимость обучения, в) сохранить достижения советской высшей школы и не отказываться от отечественных традиций в науке, культуре и образовании. Очень грустно, что, несмотря на огромные финансовые вливания, наши даже лучшие государственные вузы не входят в первую сотню в мировых рейтингах.
- Как бы Вы могли сформулировать, что такое качественное образование?
Лариса Викторовна: Российские стандарты ориентированы на качество процесса. Но, конечно, качество образования - это качество результата, а, следовательно, это качество нашего выпускника. Специалист, которого выпускает институт имени Дашковой, - это культурный, хорошо мотивированный профессионал, умеющий пользоваться информацией, масштабно мыслить, принимать решения.
В последнее десятилетие жизнь стремительно меняется. Работодатели часто ориентировались на престижность вуза, но выяснилось, что студенты нашего института во время практик и стажировок зачастую работают лучше, чем студенты известных государственных вузов. С чем это связано? Причин может быть много, но главное - это ориентированность образовательного процесса на тесное переплетение теории и практики.
Большинство преподавателей стали проводить учебные занятия в интерактивном режиме с использованием современного мультимедийного оборудования. Тренинги, деловые игры, групповое решение ситуационных задач - это не только интересно, но и очень эффективно. Кроме того, мы стараемся научить студента работать в команде. Коммуникативность специалиста сегодня как никогда важна и востребована.
Качество современного образования - это умение изменяться и учиться дальше. Мы должны научить студента пользоваться информацией, масштабно мыслить. Ведь мир меняется настолько стремительно, что информацию не надо запоминать. Надо учить пониманию разных явлений, эпох, связи между ними и т.д.
Мы надеемся, что требования времени и современные подходы будут учтены в государственных образовательных стандартах нового поколения. На мой взгляд, федеральный (обязательный) компонент госстандартов не должен превышать 50% от общего объема учебного времени. Остальные 50% - по выбору вуза и студента. Таким образом, каждый вуз может стать уникальным, а студент сможет реализовать свои профессиональные интересы.
Этим, кстати, хорош Болонский процесс - он дает студентам возможность выбора.
- Правильно ли я понимаю, что человек должен не только обладать каким-то массивом знаний, но и уметь находить нужную информацию?
Лариса Викторовна: Да, именно так. Необходимо научить студента искать среди огромного количества информации именно ту, которая ему нужна, а также научить правильно ею пользоваться. Умение анализировать информацию, делать выводы и принимать грамотные решения, т.е. обладать профессиональными компетентностями, сегодня более актуально, чем обладать конкретным набором "мертвых" дат и фактов.
Роман Борисович: Мы должны сформировать у него способность искать информацию, воспитать потребность в постоянном самообразовании.
Лариса Викторовна: Вуз - это только начало.
- Как Вы считаете, финансовый кризис изменит в ближайшем будущем интерес у абитуриентов к различным специальностям?
Лариса Викторовна: Трудно оценивать важность той или иной специальности. Что Вы имеете в виду?
- В последние годы росла востребованность, например, различных строительных специальностей. Сейчас эта отрасль в глубоком кризисе. Скажется ли это на интересе к подобным специальностям?
Лариса Викторовна: Мы не делали специального анализа на этот счет. Но мы давно заметили, что интерес к разным специальностям имеет волнообразный характер. И бывает совершенно непонятно, почему в каком-то году столь высок оказывается интерес абитуриентов именно к той или иной профессии. Возможно, какое-то незначительное влияние кризис окажет на технические специальности, но совсем небольшое. Все-таки все решается еще в школе - дети склонны больше или к техническим, или к гуманитарным специальностям. Тем более что если сегодня человек поступит в строительный вуз, то окончит-то он его только через пять лет. Я надеюсь, например, что к этому времени про кризис мы уже забудем. Поэтому нелогично делать выбор, основываясь на сиюминутной ситуации. Я рекомендую всем абитуриентам ориентироваться на свои интересы. Тем более что в любой специальности есть очень высокооплачиваемые позиции, в любой. Психологи рекомендуют уже в юности программировать себя на то, что в течение жизни два-три раза придется радикально поменять сферу своей деятельности. Это нормально и даже интересно!
Негосударственные вузы не имеют поддержки государства, но зато имеют гораздо больше возможностей быстро приспособиться к меняющимся условиям. В условиях кризиса какая группа вузов будет в более выигрышной ситуации?
Лариса Викторовна: У нас в более выигрышной ситуации всегда будут государственные вузы. Причем справедливо это или нет, об этом можно рассуждать. Негосударственные вузы заранее поставлены в невыгодную ситуацию, потому что государственные полностью финансируются государством, и с каждым годом бюджет государственных вузов растет. А вот эффективность этих вливаний спорна, поскольку, несмотря на бюджетное финансирование, практически все государственные вузы ввели платное обучение. Насколько это справедливо? Получается, что, в принципе, студенты платной формы обучения учатся вместе с бюджетными студентами - значит, за счет бюджетных средств. Получается, что налогоплательщик платит дважды. Я за то, чтобы разделить государственные вузы с бесплатным обучением и платным. Различаться они должны уровнем финансовой поддержки государства.
Роман Борисович: 52% студентов в государственных вузах учатся на платной основе. Плюс 18% учатся в негосударственных вузах. Итого 70% российских студентов учатся за плату.
Лариса Викторовна: И тем не менее, большие средства продолжают идти в государственные вузы. Эффективность освоения этих средств оставляет желать лучшего.
Тычинина Лариса Викторовна, ректор Московского гуманитарного института имени Е. Р. Дашковой
Лариса Викторовна Тычинина родилась в 1955 году в городе Орле. В 1978 году окончила Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. Позже работала преподавателем в медицинских учебных заведениях Москвы. С 1991 года занимается частным преподаванием.
В 1990 году стала коммерческим директором Коммерческого центра обучения (Москва), а позже - генеральным директором Московского центра "ПолиТон". С 1992 года была генеральным директором Московского центра делового сотрудничества.
В 1992 году учредила Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой - один из первых негосударственных вузов в стране. По сей день является его бессменным ректором. Вуз готовит специалистов по целому ряду специальностей: финансы и кредит, экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства, юриспруденция, таможенное дело, журналистика, перевод и переводоведение, психология. В стенах института проходят обучение около 1500 студентов. В 2002 году институт вошел в десятку лучших вузов в рейтинге Министерства образования РФ в категории "Негосударственные аккредитованные вузы с количеством студентов дневной формы обучения от 700 и более человек".
В 1995 году по инициативе Л.В. Тычининой и под ее руководством создано Дашковское общество - объединение российских и зарубежных ученых, изучающих эпоху Екатерины Великой (Кембридж, Сорбонна, Канада, Япония, Великобритания).
В 2001 году стала кандидатом исторических наук, а в 2003-м - доцентом (МПУ). Автор около 50 статей и научных трудов, книги "Великая россиянка" (2002).
Награждена медалями: "За заслуги перед Отечеством" II степени, в память "850-летия Москвы", Лермонтова, Державина "За служение закону и справедливости", золотой медалью Н.Н. Моисеева "За заслуги в образовании и науке", звездой Вернадского "За заслуги в науке"; орденом "За служение Отечеству" (св. Великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского).
Вице-президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области.
Хобби: живопись, музыка, туризм, путешествия, ботанические сады и зоопарки мира, история XVIII века.
Мухин Роман Борисович, проректор по учебной работе Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой
Роман Борисович Мухин родился в 1947 году в Ленинграде. В 1970 году окончил Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе.
С 1977 по 1979 год работал преподавателем военной кафедры Ленинградского высшего инженерного морского училища им. С.О. Макарова (Ленинград). В 1987 года стал заместителем начальника кафедры ВВМУ им. М.В. Фрунзе.
До 1997 года руководил учебно-организационным отделом Главного управления военно-учебных заведений Министерства обороны СССР, РФ, Москва.
С 1997 года в течение двух лет являлся заместителем начальника Отдела подготовки и резерва кадров Управления кадровой политики Президента Российской Федерации, Москва.
С 2001 года по настоящее время работает на различных административных должностях в высших учебных заведениях.
Является проректором по учебной работе МГИ им. Е.Р. Дашковой, руководит образовательным процессом в институте, разрабатывает локальные нормативные документы института, положения о структурных подразделениях и многие другие.
Организует и принимает активное участие в работе по совершенствованию системы контроля качества подготовки специалистов в институте. В настоящее время под руководством Р.Б. Мухина в Институте проводится активная работа по приведению ныне существующей системы менеджмента качества подготовки специалистов в соответствие с требованиями международных стандартов серии ISO 9001:2001.
Капитан 1-го ранга в отставке, кандидат военных наук, Государственный советник Российской Федерации 2-го класса, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.