Работа над ошибками

Доцент из Липецка придумал, как облегчить жизнь педагогам

Доцент из Липецка придумал, как облегчить жизнь педагогам

Преподаватель Липецкого технического университета Иван Гончаров разработал новую систему проверки знаний школьников, которая, по его мнению, искоренит списывание среди учащихся, а учителей избавит от многочасовой проверки тетрадей.

Идея зародилась еще четверть века назад, когда будущий доцент техуниверситета столкнулся с проблемой всех педагогов - проверкой тетрадей, на которую уходило почти все свободное время. Помимо контрольных и самостоятельных, вузовскому преподавателю раз в семестр нужно было проверять и курсовые работы. Решение одной задачи умещалось на десяти листах формата А4, а таких задач в каждом технико-проектировочном задании - три.

- Если просматривать работы, то можно увидеть только грубые ошибки, а инженер - это человек точного числа, - говорит Иван Гончаров. - Например, проводим мы расчет вала на остаточную прочность. Точное число - 50 миллиметров, у студента - 40 миллиметров. Прочность недостаточная, коэффициент прочности ошибочный - конструкция разрушится. А студент с этими ошибками пойдет в жизнь, будет работать проектировщиком, конструктором.

На проверку одной работы молодой преподаватель тратил около часа. Сейчас у Гончарова на каждую курсовую уходит не более 10 секунд и он абсолютно уверен в правильности ответа. Машина - не человек, ошибки случаются крайне редко. Кроме того, преподаватель с легкостью может «выловить» ошибку на любом этапе и указать на нее студенту.

Когда Иван Гончаров писал пособие по использованию своей системы, ему пришло в голову, что подобную методику с легкостью можно применять и в школьной программе.

- В каждом классе 10% учащихся - умные, талантливые, 10 - откровенно слабые, еще 80% - середнячки, как я их называю, колеблющиеся. Что это значит? Ребенок, если у него будет возможность увильнуть от задания, списать, воспользуется этим, а если такой возможности не будет, то начнет сам выполнять задание. И прекрасно с ним справится. Может, даже быстрее и лучше одаренных детей.

Методика Ивана Гончарова как раз и направлена на то, чтобы научить школьников мыслить самостоятельно, рассчитывать только на свои знания и не надеяться на помощь соседа по парте. Каждый школьник получает карточку с индивидуальным заданием, совпадение вариантов полностью исключено.

Система только на первый взгляд кажется сложной. На самом деле применять ее может даже человек, не обладающий выдающимися познаниями в области информатики. Нужно лишь запустить компьютерную программу, и на мониторе уже через считаные секунды появится 80 карточек с индивидуальными заданиями, на отдельном листе - ответы к ним.

По словам Ивана Гончарова, его система применима к любому предмету - и техническому, и гуманитарному. Человеку, знакомому с азами программирования, не составит труда адаптировать ее к своему предмету. Например, за летние каникулы Иван Гончаров помог своему коллеге, доценту Эдуарду Готилову, переложить на язык электроники весь курс истории Отечества.

В родном политехе к системе Гончарова относятся с настороженностью и почти не используют - предпочитают старые, проверенные методы. Зато школьные учителя практикуют нововведение с большой охотой.

Одной из первых систему опробовала учитель начальных классов Светлана Набойченко на уроке математики в третьем классе. По ее словам, ребята с энтузиазмом восприняли необычный вид самостоятельной работы. Всего за десять минут они решили такое количество примеров, на которое раньше уходил целый урок, а проверка работ заняла считаные минуты.

- Ребенок называл номер своей карточки-шифра и ответ примера, а мне оставалось только сверить строку ответов в компьютерной распечатке, - рассказала Светлана Набойченко. - Класс решил 140 примеров - каждый из 28 учеников по пять заданий. Я бы никогда не смогла проверить такое количество работ за 10 минут.

- У учителя во время урока нет четкого представления, как обстоят дела у каждого ученика в классе. Поэтому мы руководствуемся не объективными, а субъективными представлениями об учебном процессе, - говорит замдиректора липецкой школы № 54 Татьяна Первушина. - Ученикам важна оценка своего труда не на следующий день, не через неделю, а сразу после выполнения работы. Только тогда можно вовремя исправить ошибки, внести в работу коррективы.

По словам школьных учителей, даже после непродолжительной работы по системе в их классах значительно повысилась успеваемость - в среднем на 20%.

Мария Кривовяз Российская газета

Другие записи

12.08.2016. В Англии плохо считают
Почему вузовское сообщество выступило с такой инициативой и чем Россию не устраивает существующая система? Об этом президент Российского союза ректоров (РСР) Виктор Садовничий рассказал на встрече…
12.08.2016. 128 вузов могут стать научно-исследовательскими университетами
Экспертная комиссия Рособразования одобрила для участия в конкурсе заявки 128 вузов, претендующих на звание научно-исследовательских университетов, сообщает в среду, 17 марта, пресс-служба Минобрнауки…
12.08.2016. Вы упорно «не понимаете» тех, кто сталкивается с ЕГЭ
Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Испытал тесты на себе, и вот что думаю о ЕГЭ». Работники приемных комиссий рассказывали об абитуриентах со 100 баллами по русскому языку, которые…
12.08.2016. Все программы Роснауки и Рособразования сохранятся
Все программы, которые были организованы при участии упраздненных указом президента Роснауки и Рособразования, будут продолжены, сообщил замглавы Минобрнауки РФ Юрий Сентюрин журналистам. «Все…
12.08.2016. Запишите в креативный класс!
Почему 90% экономических вузов не смогут соответствовать новым требованиям Минобрнауки? Сколько стоит хороший лектор? Как выжить малым предприятиям при вузах? Об этом «РГ» рассказывает ректор ГУ-ВШЭ…