Российские вузы снова не вошли в список 200 лучших университетов мира в авторитетном рейтинге издания The Times Higher Education. МГУ и МИФИ оказались за пределами топ-200, а СПбГУ не попал даже в первые четыре сотни.
Российские вузы второй раз подряд не вошли в список 200 лучших университетов планеты по версии британского издания The Times Higher Education, которая опубликовала в четверг рейтинг на 2012–2013 годы. МГУ оказался в первой группе из 25 вузов за пределами топ-200. Во вторую группу (с 226-й по 250-ю строку) составители рейтинга определили Московский инженерно-физический институт (МИФИ), занимающийся ядерными исследованиями. А Санкт-Петербургский государственный университет покинул список 400 лучших мировых вузов.
Редактор The Times Higher Education Фил Бейти успокаивающе заявил, что у МГУ «неплохие перспективы» попасть в топ-200 в следующем году.
«По России результаты неоднозначны. Хотя то, что ее лучший вуз, Московский государственный университет, остается за пределами группы 200 лучших вузов мира, по-прежнему является поводом для беспокойства, он все же приблизился к этой группе, – объяснил Бейти. – МГУ сейчас занимает 216-ю позицию – он близок к тому, чтобы войти в число ведущих университетов. Если Россия продолжит курс на реформы и в том числе на более тесную международную интеграцию, мы можем надеяться, что у нее хорошие перспективы».
В свою очередь, министр образования и науки России Дмитрий Ливанов в четверг на селекторном совещании в правительстве заявил, что вскоре ситуация с непопаданием российских вузов в престижные международные рейтинги должна измениться. В планах по реализации государственной программы «Образование-2020» перед вузами поставлены вполне конкретные задачи на этот счет, отметил он.
«В рамках развития международной конкурентоспособности российских вузов к 2020 году не менее пяти учебных заведений должны присутствовать в первой сотне ведущих международных рейтингов», – отметил министр.
Авторитетный международный рейтинг университетов, публикуемый британским журналом The Times Higher Education (THE) – Times Higher Education World University Rankings, считается одним из трех наиболее влиятельных международных рейтингов университетов, наряду с QS World University Rankings и Академическим рейтингом университетов мира (ARWU). Times Higher Education составляла такой рейтинг с 2004 года, сначала – в партнерстве с Quacquarelli Symonds (международная компания, занимающаяся обучением студентов и аспирантов из разных стран за рубежом. – «Газета.Ru»). В 2010 году ТНЕ прекратил сотрудничество с QS и создал новую методологию рейтинга вузов вместе с Reuters. Теперь рейтинг составляется в значительной степени на основе данных о цитируемости, предоставленных агентством Thomson Reuters.
Новая методология рейтинга учитывает 13 отдельных показателей, сгруппированных по пяти категориям: преподавание (репутация и звания преподавателей) – 30% от окончательной оценки, исследования (репутация исследований) – 30%, цитируемость (влияние исследований) – 32,5%, международное сотрудничество (наличие иностранных студентов и преподавателей) – 5%, доходность – 2,5%.
13 сентября 2011 года ТНЕ объявила, что будет ранжировать только 200 лучших учреждений, а вузы за пределами топ-200 будут разделены на восемь групп, внутри которых учебные заведения расставят в алфавитном порядке. Редактор издания Фил Бейти ранее заявлял, что это было сделано в «интересах справедливости», поскольку «чем ниже по таблицам вы идете, тем менее значимые различия между разными учреждениями».
В рейтинге ТНЕ по-прежнему лидируют учебные заведения из США.
Первое место в списке снова занял Калифорнийский технологический институт. В целом в первую десятку вошли семь американских вузов. Второе место разделили Оксфордский университет в Великобритании, который в прошлом году был лишь четвертым, и Стэнфордский в США. На четвертую строчку опустился Гарвард. В топ-10 из неамериканских университетов вошли также британские Кембриджский университет и Имперский колледж Лондона – седьмое и восьмое места соответственно. А в списке 200 лучших мировых университетов на США приходится 76. Из вузов, находящихся за пределами США и Великобритании, наивысшую позицию занял Швейцарский федеральный технологический университет в Цюрихе – 12-я строчка. Лучшим вузом Азии стал Токийский университет – 27-я позиция. Ближний Восток в списке лучших двух сотен представлен только тремя в Израиле, а Африка – Кейптаунским университетом.
Составители рейтинга также отметили инвестиции Китая в развитие университетов: вырос рейтинг обоих ведущих вузов КНР, входящих в первые две сотни лучших учебных заведений планеты. Пекинский университет поднялся с 49-й на 46-ю позицию, а Университет Цинхуа переместился с 71-го на 52-е место.
Для российских вузов нынешний рейтинг не первый, в котором они оказались далеки от лидирующих позиций. В марте стало известно, что ни один российский вуз не попал в другой список ТНЕ – топ-100 по репутации вузов. Тогда ректоры также уверяли, что в ближайшие годы ситуация изменится благодаря финансированию международных вузовских программ и повышению зарплаты преподавателей. В прошлом году по итогам этого рейтинга МГУ занял 33-е место, а СПбГУ попал в шестой десяток.
В сентябре вышел в свет еще один авторитетный рейтинг ведущих университетов мира по версии компании Quacquarelli Symonds (QS World University Rankings 2012). По сравнению с оценками прошлых лет МГУ и в этом рейтинге занимает не лучшие позиции: в этом году он опустился со 112-го на 116-е место (еще два года назад университет вошел в сотню лучших вузов, заняв 93-е место). Доверие к СПбГУ также неуклонно падает: в 2012 году он оказался на 253-м месте, потеряв две строчки по сравнению с прошлым годом. Тем не менее в рейтинге Quacquarelli Symonds российские вузы значительно выше, чем в аналогичном, составленном ТНЕ.
Российское вузовское сообщество уже вступало в конфликт с составителями ведущих мировых рейтингов. Так, в 2009 году после выхода очередного рейтинга ТНЕ в образовательном сообществе разразился скандал. Тогда представители российских, европейских и иберо-американских учебных заведений обвинили компанию QS (которая на протяжении нескольких лет составляла рейтинг для британского журнала) в том, что она использовала необоснованные данные в составлении образовательных рейтингов. В частности, в отношении МГУ было сказано, что в вузе на одного преподавателя приходится 13 студентов, тогда как на самом деле – 3,5. Компания QS тогда признала обоснованность претензий и подняла МГУ на 50 позиций вверх. Тогда опубликованные данные привели к скандалу в российском научном сообществе. Главный вуз страны – Московский государственный университет – в 2008 году в рейтинге журнала занял 183-е место, а в 2009-м – 155-е. В то время как аналогичное исследование ARWU отвело МГУ 70-е место.
«Попадание в международные рейтинги, на мой взгляд, не является значительным критерием оценки эффективности вуза с точки зрения государственных интересов. Особенно учитывая те критерии, которые на данный момент есть в международных рейтингах, – сообщил «Газете.Ru» руководитель аналитической службы Российского союза ректоров Борис Деревягин. – Государственным интересом является повышение качества выпускников вузов, а по этому критерию ни один международный рейтинг вузы не оценивает. Но, безусловно, укрепление международных позиций российских вузов, в том числе и в рейтинге ТНЕ, косвенно служит укреплению позиций России на международной арене. И Минобрнауки последовательно принимает меры воздействия на вузы по стимулированию их деятельности в направлении роста их позиций в международных рейтингах. Для этого существуют специальные целевые индикаторы реализации программ развития вузов, а также критерии оценки эффективности вузов, в рамках проводимого на данный момент мониторинга их эффективности».
Каждый рейтинг формируется для определенных целей, отметил Деревягин, и целью ТНЕ была популяризация англосаксонской модели образования за рубежом. «Учитывая, что на тот момент модель американского исследовательского университета считалась в определенных кругах самой передовой, неудивительно, что подобная точка зрения была воспринята авторами рейтинга», – считает он.
Критики ТНЕ есть не только в России. Так, в ассоциации европейских университетов отмечают, что издание уделяет чрезмерно большое внимание цитируемости в своем рейтинге. Это серьезно подрывает позиции университетов, которые не используют английский язык в качестве основного. Дело в том, что цитаты и публикации на других языках используются гораздо реже в силу распространенности английского.