Российские вузы – за пределами рейтинга

Российские вузы снова не вошли в список 200 лучших университетов мира в авторитетном рейтинге издания The Times Higher Education. МГУ и МИФИ оказались за пределами топ-200, а СПбГУ не попал даже в первые четыре сотни. 

Российские вузы второй раз подряд не вошли в список 200 лучших университетов планеты по версии британского издания The Times Higher Education, которая опубликовала в четверг рейтинг на 2012–2013 годы. МГУ оказался в первой группе из 25 вузов за пределами топ-200. Во вторую группу (с 226-й по 250-ю строку) составители рейтинга определили Московский инженерно-физический институт (МИФИ), занимающийся ядерными исследованиями. А Санкт-Петербургский государственный университет покинул список 400 лучших мировых вузов.

Редактор The Times Higher Education Фил Бейти успокаивающе заявил, что у МГУ «неплохие перспективы» попасть в топ-200 в следующем году.

«По России результаты неоднозначны. Хотя то, что ее лучший вуз, Московский государственный университет, остается за пределами группы 200 лучших вузов мира, по-прежнему является поводом для беспокойства, он все же приблизился к этой группе, – объяснил Бейти. – МГУ сейчас занимает 216-ю позицию – он близок к тому, чтобы войти в число ведущих университетов. Если Россия продолжит курс на реформы и в том числе на более тесную международную интеграцию, мы можем надеяться, что у нее хорошие перспективы».

В свою очередь, министр образования и науки России Дмитрий Ливанов в четверг на селекторном совещании в правительстве заявил, что вскоре ситуация с непопаданием российских вузов в престижные международные рейтинги должна измениться. В планах по реализации государственной программы «Образование-2020» перед вузами поставлены вполне конкретные задачи на этот счет, отметил он.

«В рамках развития международной конкурентоспособности российских вузов к 2020 году не менее пяти учебных заведений должны присутствовать в первой сотне ведущих международных рейтингов», – отметил министр.

Авторитетный международный рейтинг университетов, публикуемый британским журналом The Times Higher Education (THE) – Times Higher Education World University Rankings, считается одним из трех наиболее влиятельных международных рейтингов университетов, наряду с QS World University Rankings и Академическим рейтингом университетов мира (ARWU). Times Higher Education составляла такой рейтинг с 2004 года, сначала – в партнерстве с Quacquarelli Symonds (международная компания, занимающаяся обучением студентов и аспирантов из разных стран за рубежом. – «Газета.Ru»). В 2010 году ТНЕ прекратил сотрудничество с QS и создал новую методологию рейтинга вузов вместе с Reuters. Теперь рейтинг составляется в значительной степени на основе данных о цитируемости, предоставленных агентством Thomson Reuters.

Новая методология рейтинга учитывает 13 отдельных показателей, сгруппированных по пяти категориям: преподавание (репутация и звания преподавателей) – 30% от окончательной оценки, исследования (репутация исследований) – 30%, цитируемость (влияние исследований) – 32,5%, международное сотрудничество (наличие иностранных студентов и преподавателей) – 5%, доходность – 2,5%.

13 сентября 2011 года ТНЕ объявила, что будет ранжировать только 200 лучших учреждений, а вузы за пределами топ-200 будут разделены на восемь групп, внутри которых учебные заведения расставят в алфавитном порядке. Редактор издания Фил Бейти ранее заявлял, что это было сделано в «интересах справедливости», поскольку «чем ниже по таблицам вы идете, тем менее значимые различия между разными учреждениями».

В рейтинге ТНЕ по-прежнему лидируют учебные заведения из США.

Первое место в списке снова занял Калифорнийский технологический институт. В целом в первую десятку вошли семь американских вузов. Второе место разделили Оксфордский университет в Великобритании, который в прошлом году был лишь четвертым, и Стэнфордский в США. На четвертую строчку опустился Гарвард. В топ-10 из неамериканских университетов вошли также британские Кембриджский университет и Имперский колледж Лондона – седьмое и восьмое места соответственно. А в списке 200 лучших мировых университетов на США приходится 76. Из вузов, находящихся за пределами США и Великобритании, наивысшую позицию занял Швейцарский федеральный технологический университет в Цюрихе – 12-я строчка. Лучшим вузом Азии стал Токийский университет – 27-я позиция. Ближний Восток в списке лучших двух сотен представлен только тремя в Израиле, а Африка – Кейптаунским университетом.

Составители рейтинга также отметили инвестиции Китая в развитие университетов: вырос рейтинг обоих ведущих вузов КНР, входящих в первые две сотни лучших учебных заведений планеты. Пекинский университет поднялся с 49-й на 46-ю позицию, а Университет Цинхуа переместился с 71-го на 52-е место.

Для российских вузов нынешний рейтинг не первый, в котором они оказались далеки от лидирующих позиций. В марте стало известно, что ни один российский вуз не попал в другой список ТНЕ – топ-100 по репутации вузов. Тогда ректоры также уверяли, что в ближайшие годы ситуация изменится благодаря финансированию международных вузовских программ и повышению зарплаты преподавателей. В прошлом году по итогам этого рейтинга МГУ занял 33-е место, а СПбГУ попал в шестой десяток.

В сентябре вышел в свет еще один авторитетный рейтинг ведущих университетов мира по версии компании Quacquarelli Symonds (QS World University Rankings 2012). По сравнению с оценками прошлых лет МГУ и в этом рейтинге занимает не лучшие позиции: в этом году он опустился со 112-го на 116-е место (еще два года назад университет вошел в сотню лучших вузов, заняв 93-е место). Доверие к СПбГУ также неуклонно падает: в 2012 году он оказался на 253-м месте, потеряв две строчки по сравнению с прошлым годом. Тем не менее в рейтинге Quacquarelli Symonds российские вузы значительно выше, чем в аналогичном, составленном ТНЕ.

Российское вузовское сообщество уже вступало в конфликт с составителями ведущих мировых рейтингов. Так, в 2009 году после выхода очередного рейтинга ТНЕ в образовательном сообществе разразился скандал. Тогда представители российских, европейских и иберо-американских учебных заведений обвинили компанию QS (которая на протяжении нескольких лет составляла рейтинг для британского журнала) в том, что она использовала необоснованные данные в составлении образовательных рейтингов. В частности, в отношении МГУ было сказано, что в вузе на одного преподавателя приходится 13 студентов, тогда как на самом деле – 3,5. Компания QS тогда признала обоснованность претензий и подняла МГУ на 50 позиций вверх. Тогда опубликованные данные привели к скандалу в российском научном сообществе. Главный вуз страны – Московский государственный университет – в 2008 году в рейтинге журнала занял 183-е место, а в 2009-м – 155-е. В то время как аналогичное исследование ARWU отвело МГУ 70-е место.

«Попадание в международные рейтинги, на мой взгляд, не является значительным критерием оценки эффективности вуза с точки зрения государственных интересов. Особенно учитывая те критерии, которые на данный момент есть в международных рейтингах, – сообщил «Газете.Ru» руководитель аналитической службы Российского союза ректоров Борис Деревягин. – Государственным интересом является повышение качества выпускников вузов, а по этому критерию ни один международный рейтинг вузы не оценивает. Но, безусловно, укрепление международных позиций российских вузов, в том числе и в рейтинге ТНЕ, косвенно служит укреплению позиций России на международной арене. И Минобрнауки последовательно принимает меры воздействия на вузы по стимулированию их деятельности в направлении роста их позиций в международных рейтингах. Для этого существуют специальные целевые индикаторы реализации программ развития вузов, а также критерии оценки эффективности вузов, в рамках проводимого на данный момент мониторинга их эффективности».

Каждый рейтинг формируется для определенных целей, отметил Деревягин, и целью ТНЕ была популяризация англосаксонской модели образования за рубежом. «Учитывая, что на тот момент модель американского исследовательского университета считалась в определенных кругах самой передовой, неудивительно, что подобная точка зрения была воспринята авторами рейтинга», – считает он.

Критики ТНЕ есть не только в России. Так, в ассоциации европейских университетов отмечают, что издание уделяет чрезмерно большое внимание цитируемости в своем рейтинге. Это серьезно подрывает позиции университетов, которые не используют английский язык в качестве основного. Дело в том, что цитаты и публикации на других языках используются гораздо реже в силу распространенности английского.

Максим Солопов, Наталья Зиганшина Российская газета

Другие записи

12.08.2016. Количество школьных олимпиад избыточно
Мониторинг качества приема в российские государственные вузы на бюджетные места в 2012 году, подготовленный НИУ ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, показал, что в спросе на высшее образование…
12.08.2016. Рособрнадзор информирует еще о четырех вузах, которым запрещен прием обучающихся
В соответствии с ч. 7 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Рособрнадзор запретил прием еще в четыре образовательные организации:  НОУ ВПО «Институт иностранных…
12.08.2016. Абитуриентов много, а зачислять кого?
Итоги первой волны зачисления подвели вчера в «РГ» ректоры ведущих вузов страны. Несмотря на демографический кризис, вузы завалены заявлениями от абитуриентов. Причем с высоченными баллами ЕГЭ. Из-за этого…
12.08.2016. Российские школьники практически перестали списывать на ЕГЭ
Случаи использования шпаргалок и мобильных телефонов школьниками в ходе единого государственного экзамена (ЕГЭ) стали редкостью, сообщила журналистам координатор всероссийского движения «За честный ЕГЭ»…
12.08.2016. Число россиян, негативно оценивающих ЕГЭ, за год увеличилось
За последний год число россиян, считающих, что ЕГЭ оценивает знания выпускников хуже обычных экзаменов, увеличилось с 34 до 42%. Таковы результаты опроса, проведенного Левада-центром. Респонденты не видят…