Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают ситуацию в системе школьного образования.
Россияне неоднозначно оценивают ситуацию в системе школьного образования. Так, 38% считают, что она складывается позитивно (по мнению 35% она нормальная, 3% - отличная). Положительные оценки дают в первую очередь те, у кого есть дети школьного возраста (39%), 18-24-летние респонденты (51%) и селяне (46%). 49% наших сограждан, в свою очередь, не удовлетворены ситуацией в российской школе (37% считают ее тревожной, 12% - критической). Опасения характерны, в первую очередь, для 35-59-летних россиян (53%), москвичей и петербуржцев (59%).
За два года произошли положительные сдвиги в оценках проблемного поля сферы школьного образования. Так, россияне стали реже упоминать о недоступности школьного образования (с 27 до 10%), слабой материально-технической базе школ (с 15 до 8%), низкой квалификации педагогов (с 12 до 8%) и их материальных проблемах (с 9 до 6%).
Стоит отметить, что относительное большинство россиян не могут назвать «слабые места» в системе отечественного школьного образования (43%). Впрочем, как и все нововведения, новая система проверки знаний (ЕГЭ) тревожит часть опрошенных (10%).
Некоторые респонденты также обеспокоены нестабильностью и недостаточной проработкой учебных программ (9%), низким качеством образования (7%), коррупцией (5%) и недостаточным вниманием воспитанию учащихся (4%). К числу наименее значимых для наших сограждан проблем школы можно отнести слабую преемственность между этапами образования, несоответствие образования общественным запросам (по 1%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 28-29 ноября 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как бы Вы могли в целом охарактеризовать ситуацию в нашей системе школьного образования? (закрытый вопрос, один ответ) |
||
|
2008 |
2009 |
Отличная |
3 |
3 |
Нормальная, неплохая |
37 |
35 |
Тревожная |
32 |
37 |
Кризисная |
13 |
12 |
затрудняюсь ответить |
15 |
14 |
Как бы вы могли в целом охарактеризовать ситуацию в нашей системе школьного образования? (закрытый вопрос, один ответ) |
|||||
|
Все опрошенные |
Есть дети школьного возраста |
Нет |
||
Отличная |
3 |
3 |
3 |
||
Нормальная, неплохая |
35 |
36 |
34 |
||
Тревожная |
37 |
40 |
34 |
||
Кризисная |
12 |
13 |
11 |
||
Затрудняюсь ответить |
14 |
9 |
19 |
||
Какие проблемы в сфере российского образования, на ваш взгляд, сегодня стоят наиболее остро? (открытый вопрос, не более трех вариантов ответа) |
|||||
|
2007 |
2009 |
|||
Недоступность образования |
27 |
10 |
|||
Изменение системы оценки знаний учащихся, введение ЕГЭ |
0 |
10 |
|||
Нестабильность и недостаточная проработка учебных программ, учебников |
5 |
9 |
|||
Слабая материально-техническая база школ |
15 |
8 |
|||
Низкая квалификация педагогов |
12 |
8 |
|||
Низкое качество образования |
7 |
7 |
|||
Материальные проблемы педагогов (зарплата, жилье) |
9 |
6 |
|||
Взятки, коррупция, произвол |
0 |
5 |
|||
Отсутствие мотивации у учащихся и педагогов |
1 |
4 |
|||
Недостаточное внимание воспитанию учащихся |
1 |
4 |
|||
Недостаток кадров |
3 |
4 |
|||
Слабая преемственность между этапами образования |
0 |
1 |
|||
Несоответствие образования потребностям общества, работодателя |
2 |
1 |
|||
Нет проблем |
0 |
1 |
|||
Другое |
4 |
1 |
|||
Затрудняюсь ответить |
38 |
43 |