Дмитрий Медведев пообещал школьникам не только «умные» учебные здания, широкополосный интернет и три часа физкультуры в неделю, но и новые способы подсчета их достижений, в том числе за пределами школьной программы.
Формы оценки «внеклассных» занятий в российских школах тестируют уже несколько лет. Это так называемые «портфолио школьников» - что-то вроде журнала об успеваемости, в который входят результаты и обучения, и других занятий - от участия в литературных чтениях и творческих кружках до школьных дежурств.
Теперь, после выступления Медведева, Рособрнадзор должен унифицировать этот опыт.
Как рассказали Slon.ru сотрудники ведомства и эксперты, участвующие в разработке новых образовательных правил, создана рабочая группа, которая должна согласовать обязательный для всех состав портфолио и его значение при поступлении в вуз.
И если его сделают весомым «приложением» к ЕГЭ, это не только прибавит самим школьникам головной боли - появятся и новые коррупционные возможности.
В Российской академии образования (РАО) ввести портфолио для школьников предложили
еще 4 года назад, когда разрабатывали проект профильного обучения в
старших классах. Президент «Всероссийского фонда образования» Сергей Комков настаивал на введении подобной оценки на федеральном уровне, когда коллегия
Минобрнауки рассматривала предварительные результаты эксперимента ЕГЭ.
Тогда, сетует Комков, предложение было отвергнуто.
Но некоторые школы в регионах в порядке эксперимента сами ввели портфолио и описали, что должно в него входить. В одной из школ Челябинской области решили, что это общие данные об ученике (автобиография, результаты психологической диагностики, самоанализ и т.д.), грамоты и награды, лучшие школьные проекты и рефераты, данные об успеваемости и посещаемости, отзывы и рецензии на работы.
В некоторых школах портфолио - это часть предпрофильной подготовки в 9 классе. Балл за него - один из критериев приема в профильные классы старшей школы. Так, в школе №3 города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа участие во школьной олимпиаде оценивают в один балл, победу - в 4 балла, а за победу в городской олимпиаде девятиклассника переведут в 10 класс без учета учебного рейтинга.
Но весь этот опыт мало применим в будущем, когда составление портфолио станет обязательным для поступления в вуз. А пока что этот инструмент использовался только внутри школы, опыта недостаточно, чтобы судить об успехах эксперимента.
Пока что в вузах не интересуются «непрофильным» багажом абитуриентов. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы города Радужный Наталья Краузова рассказала, что если в предыдущие годы на портфолио обращали внимание очень немногие вузы, то в этом году папки с грамотами выпускников и вовсе остались без внимания.
А раз в этом нет необходимости, то составление портфолио становится формлальностью. Одиннадцатиклассница средней школы из Красноярска Александра вспомнила, что в девятом классе они тоже собирали все грамоты и награды, но об эксперименте забыли уже к концу учебного года. Папка с сертификатами и дипломами пылится на полке.
Выпускница лицея №14 города Электросталь Ирина не придала нововведению никакого значения: «Мне эта идея сразу не понравилась. Понятно, что это портфолио никому не было нужно». Сначала школьники закупили папки для сбора своих дипломов, заполнили первые страницы с личными данными, но некоторые на этом и остановились. «Кто-то и дальше заполнял, у меня папка так и осталась пустая», - говорит бывшая лицеистка.
Но и после официального одобрения, эта практика будет формлальной, считает учитель московской школы Ольга Булак, - такова судьба всех дополнительных функций, которые навешивают на классных руководителей.
Руководство Рособрнадзора объясняет, что главный смысл портфолио - дополнить ЕГЭ и отразить заслуги школьника, которые что-то говорят о его интеллектуальных, творческих и прочих качествах. Оценивать знания только по результатам ЕГЭ некорректно, уверен ректор «Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский: «Сколько мы знаем актеров, которые из-за знаний математики не поступали».
Что именно утвердят в составе портфолио на федеральном уровне, пока неясно. Эксперты РАО и других организаций, участвовавших в разработке этой идеи, считают, что нельзя ограничиваться соревнованиями, конкурсами и общественно-полезной работой.
Возможно, частью оценки будут психологические тесты. А Комков думает, что одной из главных составляющих портфолио должен быть средний балл по школьным предметам: тогда в старших классах появятся стимулы изучать не только то, что потом придется сдавать на ЕГЭ.
Но основной вопрос - в том, какую роль портфолио будет играть при поступлении в университет. Если чисто факультативную, то ничего не изменится, просто вуз, если захочет, сможет чуть лучше узнать своих студентов.
Но, по мнению Адамского, портфолио должно быть частью вступительного испытания, при этом его вклад в оценку может составлять около трети общего балла, а то и более.
Наибольший вес должны иметь достижения по профильным предметам, но активная школьная деятельность тоже будет важна. К примеру, успехи в роли старосты, теоретически, могут свидетельствовать об управленческих качествах, а грамоты и дипломы по непрофильным предметам подтверждают интеллектуальное развитие ребенка.
Однако правильно рассчитать вес каждого инструмента в общей оценке школьника сложно. Как соотносится участие в вахте памяти или каком-нибудь молодежном парламенте с освоением всей школьной программы по биологии? Можно ли начислять за школьные дежурства, условно говоря, 2 балла, а за театральный кружок - 4, или наоборот?
Есть и другие вопросы - например, как гарантировать приватность портфолио, насколько школьник и его родители смогут контролировать состав этого документа. Но самая главная проблема в том, что оценки из портфолио будет очень трудно доказать и проверить. Директор «Института развития образования» ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина вспоминает, как в советские времена классные руководители просили выпускников самим писать себе характеристики. И сегодня у многих педагогов будет повод отнестись к портфолио недобросовестно.
По словам Александры из Красноярска, ученики сами проставляли себе галочки в списке кружков и внешкольных факультативов. Никаких подтверждающих справок у них не требовали. При желании каждый мог «записать» себя в школу вокала, при этом не посетив занятия ни разу.
И если эти успехи будут обязательным условием поступления в вуз, откроется новое и плодотворное направление коррупционных услуг. Точно так же, как с повсеместным введением ЕГЭ вырос спрос на справки об инвалидности, позволяющие поступить и без нужного балла.
Есть предложение вынести проверку портфолио в отдельные организации - независимые от школ центры сертификации, где будут подтверждать, что ученик действительно продемонстрировал те или иные заслуги. Но организационные меры ничего принципиально не изменят: какая разница, где ученику «помогут» подправить результат, в самой школе или в отдельном центре? К тому же, новое звено в системе - это еще больше бюрократии и неудобств.
Так что диверсифицировать оценку абитуриентов, не подвергая образовательную систему новым рискам, не получится. Выход пока один - ориентироваться только на учебную составляющую портфолио. То есть, по сути, брать за основу тот же аттестат, просто «пересчитывать» его по новой формуле.