Секретный стандарт

Много лет общественность обсуждала образовательный стандарт для полного среднего образования. Спорили, вносили поправки и дополнения. И вот документ подписан новым министром образования и науки и даже направлен в Минюст. Но что вошло в окончательный текст, никто не знает.

– История с принятием стандарта для старших классов покрыта тайной, – констатировал «МК» членкор Российской академии образования (РАО) Александр Абрамов. – Окончательного, официального варианта документа никто не видел: приказ провисел на сайте Минобрнауки лишь несколько дней в начале мая, а потом бесследно исчез. Это в чистом виде государственное жульничество!

Какие-то варианты «нехорошего стандарта», правда, по рукам образовательного сообщества ходят. И если это действительно та самая версия, что вот-вот зарегистрирует Минюст, то очевидно следующее.

Окончательный вариант стандарта, который определит лицо отечественного среднего образования на много лет вперед, представляет собой симбиоз двух ранее существовавших проектов – подготовленного РАО и рабочей группой во главе с Александром Кондаковым. В итоге, сокрушаются эксперты, вышла эдакая «каша с гвоздями». Возможность выбора школьниками предметов и уровня их изучения остается. (Только количество уровней сократится с трех до двух – базовый и углубленный). С одной стороны, это неплохо: если уж у нас выпускные экзамены соединили со вступительными, то глупо требовать от поступающих на филфак знаний высшей математики в объемах, необходимых для мехмата. Опасно другое, предупреждает Абрамов: «В стандарте нет содержания и представления об объемах курсов и их наполнении. Из него не вытекает даже, что надо знать таблицу умножения. Поэтому кто помешает школе свести базовый уровень, к примеру математики, лишь к паре часов в неделю?!»

А вот набор обязательных предметов расширился – с четырех до шести. Он должен теперь охватить все пять предметных областей: «Филология», «Общественные науки» (сюда же входят «Экономика», «Право» и «Россия в мире», прежде являвшаяся самостоятельным предметом для обязательного изучения), «Математика и ИКТ», «Естественные науки» и «ОБЖ с физкультурой». Общими для всех в обязательном порядке должны стать предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физкультура» и ОБЖ. Остальные же, равно как и уровень их изучения, выбирают школьники. Главное, чтобы в общей сложности набралось не менее 9–10 предметов, а 3–4 из них изучались на углубленном уровне.

Реально, опасаются эксперты, может выйти так: в дополнение к обязательной шестерке дисциплин большинство школьников выберут информатику, без которой в современном мире никак. А в национальных республиках – еще и родные языки (у регионов и даже отдельных школ есть возможность включать этот предмет в свою программу). В этом случае «предметы по выбору» сократятся до одного. И выбери ребенок из «естественного» блока экологию (она вроде бы включена туда отдельным предметом), то ни физики, ни химии, ни биологии он не узнает никогда. А нам со всех трибун твердят, что стране нужны инженеры!

 

Марина Лемуткина Московский комсомолец

Другие записи

12.08.2016. Введение ЕГЭ сделало систему поступления в вузы честной
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выразил мнение, что введение Единого государственного экзамена сделало систему поступления в вузы честной. Тем не менее систему ЕГЭ необходимо совершенствовать для ее…
12.08.2016. ЕГЭ по обществознанию напрасно считают легким
Обществознание уже несколько лет остается наиболее популярным предметом. В прошлом году его сдавали почти половина выпускников школ, в 2012 году  из 880 тысяч учащихся его выбрали более 500 тысяч выпускников.…
12.08.2016. Колледж под крышей университета
Среднее профессиональное образование можно будет получить в 156 вузах Российской Федерации. В том числе в таких престижных, как РГГУ – в архивной школе и гуманитарном колледже. На распределение контрольных…
12.08.2016. Экзамен без права пересдачи
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова рассказала о том, какой будет нынешняя экзаменационная кампания. Кстати, некоторая часть выпускников – более 1600…
12.08.2016. Социальные сети становятся важной частью учебного процесса
Социальные сети, «благодаря» многочисленным скандалам с размещением в Сети ответов во время проведения Единого госэкзамена, стали для российской школы чуть ли не врагом номер один. А вот за границей считают,…