Директор филиала Сибирской государственной академии физической
культуры (СибГАФК) в городе Березовском (Свердловская область) Артем
Теркулов обвиняется в превышении полномочий. Находясь под следствием за
вымогательство денег у выпускников, он на днях отчислил 13 студентов, в
чьих работах нашлись заимствования из Интернета. В местной прокуратуре
не согласились с таким радикальным способом воспитания лентяев. Сейчас
законность приказа об отчислении рассматривается в суде. Эксперты
отмечают, что незамаскированный плагиат сегодня можно найти чуть ли не
в каждой второй дипломной работе.
Прошлым летом 48-летний Артем Теркулов - директор филиала СибГАФК в
городе Березовском - поставил перед 19 студентами пятого курса
ультиматум. Или они сдают учебному заведению в общей сложности 287 тыс.
рублей, или не получают допуска к сдаче госэкзаменов. Необычными
отношениями между руководством филиала и учащимися быстро
заинтересовалась прокуратура, в отношении Теркулова было возбуждено
уголовное дело о превышении должностных полномочий, а студенты получили
свой допуск бесплатно. Но на этом директор не успокоился. На днях он
подписал указ об отчислении 13 пятикурсников, в выпускных
квалификационных работах которых содержались заимствования из
Интернета. Прокуратура направила в суд обращение о незаконности приказа
Теркулова. «Основанием стало отчисление, ни по форме, ни по содержанию
не соответствующее законодательству, в частности закону «Об
образовании» и уставу вуза, - рассказала «НИ» сотрудник пресс-службы
Свердловской областной прокуратуры Ольга Тетерина. - Нигде не было
прописано, что попавшихся на плагиате студентов можно отчислять сразу
же. Также была нарушена процедура отчисления, студентам даже не дали
возможности реабилитироваться, подготовить работу на другую тему и
сдать ее повторно».
Проблема
«позаимствованных» из Интернета дипломов для системы отечественного
образования актуальна, как никогда, свидетельствуют эксперты. Недавно
аналогичный случай произошел в одном из негосударственных вузов Рязани.
«Несколько выпускников предоставили дипломы, полностью скачанные из
Интернета, - рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования
Сергей Комков. - Ничего им, естественно, не засчитали, дипломы не
выдали, и предложили написать работу самим. Научная руководительница
пожаловалась в прокуратуру и Рособрнадзор. Провели проверку, а в
результате выяснилось, что дама так активно поддерживала студентов за
немаленькое вознаграждение».
По данным экспертов, одних только
сайтов, предлагающих купить готовый диплом или дипломную работу, в
Рунете более двух млн. А сколько в вузах студентов, вся самостоятельная
работа которых заключается лишь в нажатии кнопочки «копировать»? «В
московских образовательных учреждениях таких случаев меньше благодаря
большему контролю, - пояснил «НИ» Сергей Комков. - А в региональных
вузах от 70% дипломных работ или куплены, или взяты из Сети». Чтобы не
допустить «переливания из пустого в порожнее», при вузах обычно
создаются экспертные группы по сверке работ на предмет плагиата. В
специальную программу вводятся два-три предложения из текста - и
компьютер выдает, сколько процентов текста заимствовано из Интернета.
Если совпало больше 60%, то диплом или курсовая объявляются полностью
компилированными, а студенту предлагают поменять тему и повторить
попытку сдачи. Но отчислять за слишком хорошее знание Интернета
студентов все равно нельзя, если только это не прописано отдельным
пунктом в уставе вуза. Но даже и при таком раскладе студенты имеют
право оспорить отчисление, обратившись к руководителю головного вуза,
подав протест в суд или жалобу в прокуратуру.
Проблема в том,
отмечают эксперты, что ситуацию сложно исправить, пока существуют давно
устаревшие нормы написания дипломных и курсовых работ. По мнению
экспертов, они провоцируют студентов на плагиат сильнее, чем самые
красочные баннеры. «Аттестационная комиссия чаще смотрит на правильную
расстановку точек-запятых, а не на суть текста, - рассказал «НИ» ректор
Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. - Для
образования и науки такая работа просто бесполезна. Нужны другие
подходы, требующие личностного и теоретического отношения студента к
теме. Автор должен обобщать, а не переписывать, анализировать, а не
цитировать, делать выводы, а не просто склеивать куски чужих мыслей».