Проучить учителя

Директор филиала Сибирской государственной академии физической культуры (СибГАФК) в городе Березовском (Свердловская область) Артем Теркулов обвиняется в превышении полномочий. Находясь под следствием за вымогательство денег у выпускников, он на днях отчислил 13 студентов, в чьих работах нашлись заимствования из Интернета. В местной прокуратуре не согласились с таким радикальным способом воспитания лентяев. Сейчас законность приказа об отчислении рассматривается в суде. Эксперты отмечают, что незамаскированный плагиат сегодня можно найти чуть ли не в каждой второй дипломной работе.

Прошлым летом 48-летний Артем Теркулов - директор филиала СибГАФК в городе Березовском - поставил перед 19 студентами пятого курса ультиматум. Или они сдают учебному заведению в общей сложности 287 тыс. рублей, или не получают допуска к сдаче госэкзаменов. Необычными отношениями между руководством филиала и учащимися быстро заинтересовалась прокуратура, в отношении Теркулова было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий, а студенты получили свой допуск бесплатно. Но на этом директор не успокоился. На днях он подписал указ об отчислении 13 пятикурсников, в выпускных квалификационных работах которых содержались заимствования из Интернета. Прокуратура направила в суд обращение о незаконности приказа Теркулова. «Основанием стало отчисление, ни по форме, ни по содержанию не соответствующее законодательству, в частности закону «Об образовании» и уставу вуза, - рассказала «НИ» сотрудник пресс-службы Свердловской областной прокуратуры Ольга Тетерина. - Нигде не было прописано, что попавшихся на плагиате студентов можно отчислять сразу же. Также была нарушена процедура отчисления, студентам даже не дали возможности реабилитироваться, подготовить работу на другую тему и сдать ее повторно».

Проблема «позаимствованных» из Интернета дипломов для системы отечественного образования актуальна, как никогда, свидетельствуют эксперты. Недавно аналогичный случай произошел в одном из негосударственных вузов Рязани. «Несколько выпускников предоставили дипломы, полностью скачанные из Интернета, - рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Ничего им, естественно, не засчитали, дипломы не выдали, и предложили написать работу самим. Научная руководительница пожаловалась в прокуратуру и Рособрнадзор. Провели проверку, а в результате выяснилось, что дама так активно поддерживала студентов за немаленькое вознаграждение».

По данным экспертов, одних только сайтов, предлагающих купить готовый диплом или дипломную работу, в Рунете более двух млн. А сколько в вузах студентов, вся самостоятельная работа которых заключается лишь в нажатии кнопочки «копировать»? «В московских образовательных учреждениях таких случаев меньше благодаря большему контролю, - пояснил «НИ» Сергей Комков. - А в региональных вузах от 70% дипломных работ или куплены, или взяты из Сети». Чтобы не допустить «переливания из пустого в порожнее», при вузах обычно создаются экспертные группы по сверке работ на предмет плагиата. В специальную программу вводятся два-три предложения из текста - и компьютер выдает, сколько процентов текста заимствовано из Интернета. Если совпало больше 60%, то диплом или курсовая объявляются полностью компилированными, а студенту предлагают поменять тему и повторить попытку сдачи. Но отчислять за слишком хорошее знание Интернета студентов все равно нельзя, если только это не прописано отдельным пунктом в уставе вуза. Но даже и при таком раскладе студенты имеют право оспорить отчисление, обратившись к руководителю головного вуза, подав протест в суд или жалобу в прокуратуру.

Проблема в том, отмечают эксперты, что ситуацию сложно исправить, пока существуют давно устаревшие нормы написания дипломных и курсовых работ. По мнению экспертов, они провоцируют студентов на плагиат сильнее, чем самые красочные баннеры. «Аттестационная комиссия чаще смотрит на правильную расстановку точек-запятых, а не на суть текста, - рассказал «НИ» ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. - Для образования и науки такая работа просто бесполезна. Нужны другие подходы, требующие личностного и теоретического отношения студента к теме. Автор должен обобщать, а не переписывать, анализировать, а не цитировать, делать выводы, а не просто склеивать куски чужих мыслей».

Анна Семенова Новые Известия

Другие записи

12.08.2016. Южная Корея и РФ готовятся к взаимному признанию дипломов
«Одной из проблем является вопрос о взаимном признании дипломов, защиты аспирантов, PhD», – сказал ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий, выступая на форуме «Диалог Россия – Республика Корея»,…
12.08.2016. Вместе с вузами укрупнили и проблемы
«Я очень недовольна этим фактом. Что это такое? Мне без разницы, что теперь у меня университет федерального значения, я хочу окончить тот вуз, куда поступала», — сетует Ирина, студентка факультета…
12.08.2016. Панин: Из-за ЕГЭ цены на довузовскую подготовку выросли
Качество подготовки абитуриентов на подготовительных курсах при вузах обещают проверить. Более того: руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова назвала недопустимой ситуацию, когда на таких курсах старшеклассники…
12.08.2016. Общежития три года ждут
Отдельные вузы находят деньги на новые общежития или арендуют для учащихся комнаты, но самый распространенный способ расселения иногородних студентов — уплотнение. Точка возврата Маргарита Колпакова…
12.08.2016. Аспиранты на год старше
Правительство одобрило законопроект, согласно которому срок обучения в аспирантуре по естественным и техническим специальностям увеличивается до 4—5 лет. Как сказано в проекте закона, это необходимо,…