На днях Стэнфорд, Принстон, Университет Пенсильвании и Мичиганский университет открыли бесплатные образовательные курсы на базе проекта coursera.org. Еще недавно бесплатные онлайн-курсы престижных университетов были редкостью, но теперь едва ли не еженедельно приходят новости о запуске все новых курсов. Распространение бесплатного образования от крупных вузов может привести к закрытию мелких колледжей, считают опрошенные The New York Times эксперты.
Массачусетский технологический институт (MIT) запустил проект бесплатного онлайн-обучения MITx еще в декабре. В следующем месяце Стэнфорд основал Udacity – компанию, предлагающую бесплатные курсы педагогов университета. В мае Гарвард присоединился к проекту MIT на базе общей платформы edX. The New York Times приводит симптоматичный пример: в июне попечительский совет Университета Вирджинии уволил своего президента за его скептическое отношение к интернет-курсам.
Массовое открытие онлайн-курсов позволяет именитым колледжам в разы расширить число своих слушателей, причем люди на первых порах получат доступ к знаниям совершенно бесплатно. Эксперты от образования задаются вопросом, не посчитают ли потенциальные учащиеся небольших колледжей онлайн-курсы элитных университетов более выгодными, тем более что за очное образование с проживанием в студенческих городках учащимся приходится вкладывать 20 000–60 000 долларов в год. «В образовательной среде возникла паника, – говорит Кевин Кери, директор образовательной политики Нового американского фонда. – Является ли она безосновательной, пока неясно».
Гендиректор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что экспансия онлайн-курсов элитных американских вузов может серьезно ударить и по российским региональным институтам. По ее оценке, нынешние американские программы способны привлечь до миллиарда слушателей по всему миру, среди которых будут и россияне, которые заинтересованы в бесплатном дипломе именитого вуза. Абанкина считает, что языковой барьер – не такая большая проблема для желающих получить качественное образование. Она напоминает, что первый удар по региональным вузам в 90-х уже нанесли программы крупных отечественных вузов, запущенные вместе с Кембриджем, Лондонской школой экономики и другими британскими учебными заведениями.
Лучшим в мире дистанционным курсом в области бизнес-образования признана программа Global MBA мадридской IE Business School. На втором месте – курс MBA by Distance Learning именитой британской Warwick Business School. На третьем – Global MBA британской же Manchester Business School. Российские вузы также развивают сегодня онлайн-курсы, однако пока бизнес-образование дистанционно преподает только одна бизнес-школа – школа менеджмента «Линк». С момента открытия в 1992 г. ее окончили 1207 человек, по данным Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО).