«Каникулы, каникулы – чудесная пора, и нам не нужно просыпаться в семь утра!» Но каникулы закончились, в семь утра, несмотря на темноту, жестоко будит мама, ведь ждут учебники, тетрадки, контрольные и долгие дни до весенних каникул. Третья четверть – самая тяжелая по многим причинам. Попробуем сделать все, чтобы учеба не стала стрессом для школьника.
ЭКВАТОР УЧЕБНОГО ГОДА
В конце второй четверти ребята подходят к экватору – середине года. Первое полугодие заканчивается, и учителя часто нагнетают обстановку, подводят итоги, обращают внимание на двойки и грозят проблемами во втором полугодии. И этот промежуточный итог очень сильно влияет на эмоциональное состояние учеников. Возвращаться в школу элементарно страшно и волнительно, ведь там ждут трудности.
ЧТО ДЕЛАТЬ
На старте учебного процесса садитесь вместе с ребенком и анализируйте. Смотрите, какие оценки были за полугодие, по каким предметам. Где порядок, а где надо подтянуть. Нарисуйте план в голове у ребенка или на листе бумаги. «По английскому ты был молодец, вон как много пятерок! А математикой в этом полугодии будем почаще заниматься, поднажмем!»
Такой план поможет:
– Во-первых, вернуть ребенка мыслями в учебный процесс;
– во-вторых, показать ему, что вы с ним, вы вместе, вы его поддерживаете и обязательно поможете. А это для школьника очень серьезная мотивация к обучению. Ошибка, когда родители говорят: сам запустил литературу, сам и выбирайся! Увижу двойку – убью;
– в-третьих, такой анализ – это ваш шанс как следует ПОХВАЛИТЬ своего ученика. Хвалите обязательно! Это важнее миллиона пятерок.
ПОЧЕМУ ТАК ТЯЖЕЛО САДИТЬСЯ ЗА ПАРТУ ИМЕННО СЕЙЧАС?
Вот вы в первые рабочие дни после праздников наверняка стол разбираете, с коллегами новости обсуждаете, потягиваетесь... А от детей-то мы требуем быстро и активно включиться в учебу с первого же урока после каникул. А это жестоко.
Долгие каникулы – это хороший отдых, но они жутко выбивают из колеи. Резкий спад нагрузки после накала в учебе в декабре приводит к тому, что школьники теряют учебную форму. Родители ведь редко сажают за уроки в праздники да еще и позволяют абсолютно все – валяться перед телевизором, спать до полудня, ложиться поздно. А это чревато последствиями. Новогодние праздники заканчиваются, и в момент надо рано вставать, много сидеть и делать ненавистное домашнее задание! Кроме того, учителя после праздников сверяются с программой и выясняют, что не успевают! Начинаются бешеная гонка и куча заданий на дом.
ЧТО ДЕЛАТЬ
1. Чуть мягче с домашним заданием, если видите, что ребенок переутомляется, то лучше делать уроки на 70%. Ничего страшного, если из 7 заданий сделаете 5.
Самое подходящее время для домашки – с 15.00 до 18.00.
Начинать выполнение домашней работы лучше с письменных заданий.
Хороший вариант: предложите ребенку самому выбрать, с чего начать. Пусть первым сделает тот урок, который ему больше нравится. Таким образом мы создадим ситуацию успеха. Ребенок займется тем, что ему нравится, у него хорошо получится, вы его похвалите, и он будет делать все остальное с настроем, что он все может и все у него получится!
Делайте перерыв между уроками. Сделали русский – прогулялись за хлебом. Сделали математику и английский – попрыгали и поиграли.
Главное, чтобы перерывом между уроками не стали компьютер и телевизор. Ведь они тоже сильно утомляют мозг и глаза.
2. Больше спишь – больше знаешь
Сон очень важен. Не меньше 9–10 часов. Следите, чтобы ребенок рано ложился, ведь самый эффективный сон (отдых, расслабление, разгрузка) – до полуночи. Укладывая спать, не устраивайте репрессии. Вчера можно было смотреть телик до ночи, а сегодня «быстро спать, быстро спать!!!». Так вы спать не уложите, а только поругаетесь. Сейчас очень важно, чтобы не начали портиться отношения между родителем и ребенком.
Будите с запасом. Прозвенел будильник, но есть еще пять минут – поваляться. Идеально сделать элементарную зарядку, чтобы разбудить организм. Потом душ, завтрак.
Если ребенок не может проснуться, позвольте ему пропустить первый урок и поспать. Объясните проблему учителю.
3. Свежий воздух – светлая голова
Мозгу, который все время учится, нужен кислород. А кислород – это движение и воздух. Если совместить – совсем здорово! В идеале на воздухе школьнику нужно бывать два-три часа в день. Как минимум три раза в неделю устраивайте обстоятельное гулянье – каток, лыжи, горки.
4. Витамины
Фрукты-овощи зимой у нас сомнительно натуральные, так что посоветуйтесь с врачом и подберите комплекс витаминов. Важен витамин С, который не только борется с простудами, но и помогает усваиваться железу. Придают сил животные белки и омега-3 жирные кислоты. Помощниками для мозга называют витамины группы В (В6, В12). С утра готовьте завтрак отличника – кашу с медом и сухофруктами.
ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ УСТАЛОСТИ
– У взрослых это называется выгоранием, а у детей мы это называем ленью. Нет сил ни на что. Школьник теряет интерес не только к учебе, но и к любимым играм;
– плохо ест;
– снижается успеваемость даже по любимому предмету;
– вечером ребенку трудно заснуть, а утром вы не можете его добудиться;
– все время болеет, жалуется на плохое самочувствие, «не вылезает из соплей»;
– стал плаксив или агрессивен, часто обижается.
ЦИФРЫ
Выполнению домашнего задания рекомендуется уделять определенное время:
в 1-м классе – до 1 часа;
во 2-м классе – до 1,5 часов;
в 3–4-м классах – до 2 часов;
в 5–7-м классах – до 2,5 часов;
в 7–8-м классах – до 3 часов;
в 9–11-м классах – до 4 часов.
КСТАТИ
Сроки каникул могут устанавливать сами родители.
Увы, мало кто из родителей знает, что сроки каникул устанавливает не образовательное начальство, а администрация учебного заведения. Есть общий принцип: продолжительность всех школьных каникул между первой и второй, второй и третьей, третьей и четвертой четвертями не должна в сумме превышать одного месяца. Поэтому обычно Департамент образования Москвы, Министерство образования Московской области публикуют сроки каникул. Но обратите внимание: сроки эти рекомендованные! Чиновники закон знают.
Так вот, родительский комитет школы вправе обратиться к директору и попросить установить другие, более удобные сроки каникул.
Мало того, во многих учебных заведениях уже давно после советов с мамами и папами, физиологами и детскими психологами установили удобное для детей расписание. Где-то прямо с 1 сентября учатся по три-четыре недели, а потом дают ребятам недельную передышку. Где-то вводят дополнительные выходные для учеников как раз в конце февраля – начале марта, когда ребята уже почти выдохлись тянуть школьную лямку.
Главное – уложиться в прокрустово ложе учебного года и завершить изучение программы к 24–25 мая.
Ну а кроме того, никто не мешает родителям самим устанавливать сроки передышки для своего отпрыска. Видите, что ваш ученик устал (см. главку «Признаки школьной усталости»), – не гоните его в школу, мол, так вырабатывается воля и формируется дисциплина. Напротив, если ребенок устал, школьная учеба ему не пойдет впрок. Вызовите педиатра, попросите, чтобы он дал вам справку, которая позволит отпрыску передохнуть пару дней. Повод вполне достойный – усталость, депрессия.
Если ваши сын или дочь просто отоспятся, подпитаются витаминами, укрепят иммунитет, будьте уверены – они и пропущенные несколько дней быстро наверстают, и заниматься дальше станут с большим усердием. Главное – понимать и чувствовать своего ребенка. Конечно, не потворствовать симулянтам (и такое, увы, часто случается), но выручать в трудную минуту того, кому действительно нужна помощь.