Университеты обменяются потенциалами

МГУ и СПбГУ подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Это значит, что в скором времени студенты смогут слушать курсы двух вузов сразу, а в перспективе даже получить двойные дипломы. Кроме того, московские и петербургские студенты будут вместе отрабатывать практику, организовывать научные конференции и работать над различными проектами.

В прошлую среду ректоры Московского государственного университета (МГУ им. М.В. Ломоносова) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) подписали соглашение о стратегическом партнерстве. И Виктор Садовничий, и Николай Кропачев назвали документ историческим. «Сегодня особенный день в нашей истории. Наши университеты трудились на благо России 300 лет. Нас связывают известные ученые и имена», - отметил Садовничий. Как рассказал Кропачев, подписать подобный договор он предложил коллеге четыре месяца назад на Российском съезде ректоров, и Садовничий «горячо поддержал идею». Ректор МГУ, правда, подчеркнул, что подобный вопрос обсуждал еще будучи проректором, 15 лет назад вместе с тогдашнем ректором СПбГУ Станиславом Меркурьевым. «Сближение университетов абсолютно естественно», - считает Садовничий.

Соглашение предполагает, что университеты будут совместно создавать образовательные стандарты, учебные планы и программы и использовать «уникальное техническое оборудование» вуза-партнера.

«В частности, у нас есть различные нанотехнологии, а нас интересует супермашина Московского университета (суперкомпьютер СКИФ МГУ, совершающий 60 триллионов операций в ceкyндy - «Газета.Ru»)», - привел пример Кропачев. Одно из главных мест в соглашении занимает обмен студентами - «развитие академической мобильности студентов, включенного и дистанционного обучения». Как отметил Садовничий, если все механизмы договора будут вовремя проработаны, то уже в следующем учебном году МГУ ожидает делегацию студентов из Санкт-Петербурга. «Как все будет проходить - пока неясно, но это уже нюансы и технология. Возможно, что обмениваться опытом будут не только отличники», - отметил ректор.

Не исключено, что студенты смогут прослушать несколько курсов в другом университете и даже получить двойной диплом.

Хотя последнее, по словам ректора МГУ, пока только перспектива. «Будет просто здорово, если в дипломе у студентов будут стоять еще 10-20 курсов другого университета», - сказал он. Все возможное, чтобы приютить учащихся родственного вуза, у университетов есть: общежития, аудитории, программы. Студенты также смогут писать дипломные, курсовые и магистерские работы в университете-партнере. Кроме того, соглашение предусматривает и обмен между вузами преподавателями. Важным пунктом соглашения, признают ректоры, является «проведение совместных учебных курсов и студенческих практик». Например, у двух университетов есть научные базы на Белом море, которые могли бы сотрудничать. Также в соглашении оговорена возможность проводить совместные олимпиады. Так, Кропачев отметил, что «в ломоносовской олимпиаде смогут участвовать петербуржцы». Кроме того, ректоры думают и о создании совместных студенческих стройотрядов.

Ректоры подчеркнули, что соглашение направлено на развитие «научного потенциала». Вместе университеты планируют проводить исследования, совместные ученые советы, выполнять научные проекты, организовывать конференции и руководить «аспирантами и консультированием докторантов».

Кропачев также сказал, что СПбГУ планирует принять участие в фестивале науки, который каждый год организует Московский госуниверситет. Не исключены и «иные формы совместной деятельности, которые стороны сочтут соответствующими целям настоящего соглашения».

Документ заключен на пять лет. Чтобы соглашение снова не было продлено на пять лет, сторона, не желающая сотрудничать, должна заявить об этом не позднее чем за шесть месяцев до окончания договора.

Реализовывать исполнение соглашения будет координационный совет, в который войдет одинаковое количество представителей двух вузов. Сопредседателями будут ректоры старейших университетов. Заседание совета должно проходить «по мере необходимости», но не реже раза в год. По соглашению, заседания могут проводиться и с помощью средств телекоммуникации. «В целях осуществления совместной деятельности стороны могут привлекать как собственные финансовые средства, так и средства российских и международных организаций и фондов», - сказано в документе.

Пока все задумки ректоров остаются только планами.

«Все будет отработано дополнительными соглашениями», - пояснил Садовничий. Кропачев отметил, что соглашение подписывалось не для собственной пользы, а «в целом для российского образования». «Мы нередко заключаем подобные договоры с иностранными вузами, но впервые такое соглашение было подписано между российскими вузами», - отметил он. Это первый шаг, по его словам, на пути к открытому образованию в России. Соглашение предусматривает, что аналогичные или подобные договоры могут быть заключены «с третьими сторонами». «Необходимо, чтобы каждый студент мог слушать программы и пользоваться ресурсами каждого вуза. Чем более широко открыты двери других вузов, тем более открыто образование», - сказал Садовничий. Ректоры надеются, что их соглашение станет первым среди ряда других соглашений между остальными крупными вузами. «Мы проработаем систему, к которой впоследствии смогут присоединиться другие университеты», - считает ректор МГУ.

Кропачев подчеркнул, что соглашение - «начало развития Болонского процесса в России», который стандартизирует российскую и европейскую системы образования.

«Мы будем называть его московско-петербургским процессом», - пошутил Садовничий. Напомним, что по Болонскому процессу в России ввели и двухуровневую систему (по схеме «4 года бакалавриат + 2 года магистратура»). «Но для начала внедрения болонской системы нужно открыть образование внутри страны», - подчеркнул Кропачев. Только создав единое образовательное пространство у себя, можно уже будет говорить о подобной системе в Европе, уверен ректор.

Полина Никольская Газета.ru

Другие записи

12.08.2016. Кто не успел, тот еще не опоздал: сотрудники приемных комиссий умоляют абитуриентов сдавать подлинники
4 августа закончилась первая волна приема в вузы: опубликованы списки зачисленных. Мало кто из вузов выполнил план набора - абитуриенты не торопятся нести подлинники. "Первым в списке я звонила домой,…
12.08.2016. Долой аудиторию. Программы виртуального обучения отнимают хлеб у жадных университетов
Действительно ли система высшего образования похожа на струнный квартет? Именно такой тезис выдвинули в 1966 году экономисты Уильям Бауэн, позже ставший президентом Принстонского университета, и Уильям Бомол.…
12.08.2016. Трудное лето: кризис вынуждает студентов соглашаться на любую подработку
Для студентов, желающих подработать во время летних каникул, настали непростые времена. Кадровики отмечают: сегодня учащиеся вузов не капризничают, как прежде. Если прошлым летом они хотели получать…
12.08.2016. "Зубрежка" против инноваций
На этой неделе в Улан-Удэ пройдет Всероссийский форум, посвященный инновационному образованию. Мы спросили учителя, которого судили за то, что он обучал детей на компьютере, - есть ли шансы у средней…
12.08.2016. Последний рывок абитуриента: август – самый трудный месяц для поступающих в вузы
Август разделил абитуриентов на рекомендованных и резервистов. Первые имеют право подать оригиналы в вуз и ждать приказа о зачислении. Вторым пока не позавидуешь. Они в списке резерва. И переживут в…